Экономист объяснил, почему белорусским властям будет сложно реанимировать торговлю с соседней страной.
В четверг вице-премьер Беларуси Владимир Семашко в ходе встречи со своим украинским коллегой Геннадием Зубко заявил о смелых планах нарастить товарооборот между двумя странами до 8 миллиардов долларов. Именно на таком уровне находилась белорусско-украинская торговля в докризисном 2012 году.
— Мы работаем над проблемными вопросами и как результат, я констатирую, что за январь-сентябрь мы имеем небольшой, но все-таки рост товарооборота с Украиной — $ 2,8 миллиарда, рост на 10%, — сказал Семашко.
Также он отметил, что Украина для Беларуси является «партнером №2» по торговле.
Украинский чиновник, в свою очередь, заявил о возможности организации поставок нефти из Украины для переработки на белорусских предприятиях.
Доктор экономических наук Борис Желиба в комментарии «Салiдарнасцi» оценил реальность таких планов.
— Здесь есть много «но», — заметил он в экспресс-комментарии. — Да, Беларусь имела 8 миллиардов товарооборота с Украиной. Однако, во-первых, это было еще до войны. Когда Россия отторгла Крым и развязала так называемую гибридную войну на Донбассе, очень сильно пострадала украинская экономика.
Во-вторых, по словам эксперта, белорусская экономика находится в рецессии, а валютная выручка снижается уже четвертый год подряд.
— Украина показывает минимальный, но рост, а Беларусь пока только минусует, — подчеркнул Борис Желиба. — Поэтому озвученных показателей мы не достигнем и близко.
Предложения по загрузке белорусских НПЗ украинской нефтью экономист оценил более оптимистично:
— Дело в том, что наши заводы недозагружены и если Украина на давальческих условиях обеспечит им какую-то переработку, то это предложение пока актуально. Нефтепереработка там находится в кризисе, и для белорусов это хороший шанс. Еще неизвестно, как договорятся Лукашенко с Путиным по нефти и газу.
По мнению собеседника, белорусским властям стоит наладить с украинской стороной, как минимум, нормальные взаимовыгодные отношения, а не вводить различные торговые ограничения, как это неоднократно происходило с украинскими конфетами и пивом.