Еще об одном советском стереотипе, который мешает стране выбраться из нищеты и начать развиваться.
Давно подмечено, что многие белорусы, откровенно говоря, недолюбливают предпринимателей. И именно тех, которые занимаются мелкой торговлей. Говоря народным термином, «торгашей».
И разговор здесь даже не о представителях власти или Александре Лукашенко, который уже давно обещал «пожать руку последнему предпринимателю» или «прижать к ногтю торгашей и жулье». Речь — о гражданах Беларуси всех возрастов, профессий и политических взглядов.
Стереотип о жадных и хитрых спекулянтах зародился еще в СССР, когда в 60-80-х годах предпринимательская деятельность считалась уголовным преступлением. Например, за продажу пары сапог грозило «лишение свободы на срок до двух лет с конфискацией имущества или без таковой, или исправительными работами на срок до одного года, или штрафом до трехсот рублей». Позже, когда торговлей в 1986 году власти разрешили заниматься легально, на народном уровне это продолжило считаться чем-то постыдным.
В современных белорусских реалиях предпринимателей часто обвиняют в желании урвать кусок и извлечь выгоду любой ценой... Особенно хорошо заметно было отношение людей во время массовых предпринимательских митингов — зимой 2016 года, когда «ипэшники» объявили бойкот и вышли отстаивать свои права на улицы. Показательный факт: лишь редкие «не предприниматели» поддержали тот протест, а большинство населения заняло отстраненную позицию. Что, кстати, и стало сигналом для властей — значит, можно предпринимателей добивать и дальше гнуть свою линию, внедряя принудительную «сертификацию».
Чтобы понять, почему белорусам стоит избавиться от брезгливого отношения к предпринимателям-«торгашам», достаточно взглянуть на опыт Польши. В начале 90-х эта страна столкнулась с проблемами, которые напоминают сегодняшние белорусские. Падение уровня жизни, массовая безработица... Польская экономика буквально падала в пропасть. И удержать ее от краха смогли как раз-таки частные предприниматели.
Многие белорусы средних лет помнят вездесущих польских торговцев. «Торгаши» скупали на просторах бывшего Союза продукты, молотки, напильники, простую бытовую технику — и везли все это на продажу в Европу. Обратным курсом завозилась обувь, одежда, продукты и спиртные напитки. Со стороны это выглядело может и не слишком опрятно, а недобросовестные торговцы то и дело пытались не только обуть, но и «надуть» отдельных покупателей. Но именно так малый польский бизнес сколотил свой первый капитал.
Постепенно «торгаши» открыли свои небольшие предприятия. И те, кто возили одежду, начали ее шить. Стали нанимать новых работников, создавать новые рабочие места. Сегодня на 38 миллионов человек, проживающих в соседней стране, приходится около 2 миллионов активных предприятий малого и среднего бизнеса. Малые и средние предприятия, в которых заняты примерно две трети всего работающего населения, создают около 70% ВВП Польши. И значительная часть этих предприятий была создана бывшими торговцами 90-х.
В других европейских странах предпринимательство без образования юридического лица обеспечивает работой каждого восьмого жителя. Во Франции насчитывается 1,4 миллиона индивидуальных предприятий, в Великобритании 3,6 миллиона, а в Чехии количество занятых в индивидуальном предпринимательстве составляет около 40% занятых в экономике.
В Беларуси ситуация с развитием малого предпринимательства выглядит, прямо скажем, уныло. Число всех «ипэшников» уже несколько лет подряд колеблется в пределах мизерных 240-250 тысяч человек, что не превышает и 6% от всего трудоспособного населения страны. С начала года эта цифра уменьшилась на 4,5 тысячи — и вряд ли будет серьезно расти в будущем. А значит, вряд ли будет развиваться экономика, создаваться новые рабочие места, появляться интересные частные инициативы.
И причина этого кроется не только в недальновидной политике белорусских властей, но и в поведении большинства белорусов, которым уже давно пора отбросить стереотипы и стать на защиту предпринимателей. Хотя бы из самых эгоистических соображений.
Павел Росс, «Солидарность»