Гродненские «автоперекупщики» рассказали, как белорусские водители выживают в кризис.
Более 20 лет некоторые гродненцы, как и много других белорусов, зарабатывали перепродажей подержанных автомобилей из Европы и из самой Беларуси. Но в течение последних двух лет на гродненском авторынке количество таких «бизнесменов» уменьшается с каждым днем, а посетителей авторынка считают буквально по пальцам. Почему «автобизнес» исчезает, выяснял belsat.eu.
На гродненский авторынок автомобили на продажу пригоняют в субботу и воскресенье. Считается, что суббота более благоприятный день для продажи авто. Теперь же, даже в субботу, посетителей на авторынке почти нет.
Виктор, «автоперекупщик» с 20-летним стажем делится своим мнением на этот счет: «Раньше, лет 8 назад, мы пригоняли с другом на рынок по 5 машин минимум, лучшие из них покупали в субботу, худшие забирали в воскресенье, потому что тогда мы скидки делали. А с понедельника вновь ехали за новыми автомобилями в Литву. Спокойно тогда зарабатывали по 3 «штуки» на месяц. А потом кризис, с каждым днем наш народ беднел. Сейчас единицы покупают машины, другие – «латают» свои старые «тазики» и ездят на них, потому что нет денег даже на еду».
«Как автомобили из автосалонов задушили авторынок»
Другой перекупщик Николай не соглашается со своим коллегой, да приводит следующую причину затухания автобизнеса: «Наш авторынок захватили подешевевшие российские машины. Сюда их тащили все! Люди сами ехали туда за автомобилями, гнали их сюда, а авторынок игнорировали. Если минская «Малина» (минский авторынок «Малиновка») еще как-никак живет, потому что туда со всей Беларуси едут, то последний год мы сюда приезжаем просто постоять. Еще и Kia, Hundai, Wolkswagen подгадил своими дешевыми некачественными «седанчиками» Rio, Solaris, Polo. Люди охотнее покупают гарантийный новый автомобиль, хоть и некачественный, чем уже подержанный».
Таможенный союз и авторынку навредил
Есть и те «перекупы», который ушли из «бизнеса» и начали работать официально, заработав значительный капитал. Кто-то имеет турфирму, кто магазин, а кто-то и дальше связан с автобизнесом. Александр уже как несколько лет «завязал» с подержанными авто и открыл свой собственный автосервис: «Когда я понял, что работаю себе в убыток, то сразу решил вложить деньги в другое. Машины сейчас мало кто покупает, а вот для старых всегда нужны запчасти и ремонт. Белорусы обнищали, не могут покупать себе новые машины, а я помогаю им поддерживать старые автомобили в надлежащем состоянии».
Его коллега по бизнесу Олег, бывший перекупищик, добавляет: «Таможенный союз никому не принес пользы. В начале июля 2011 года подняли пошлины на ввоз автомобилей, тогда и цены на машины значительно подскочили. Качественная машина начала стоить около 10 тыс. долларов. Вот тогда и произошел переломный момент в нашем бизнесе. Люди перестали покупать машины. Гродненские перегонщики обеспечивали Беларусь машинами около 20 лет до введения пошлин».
Купил на «автокомисе», а в бонус – старый штраф
На этом фоне появился гродненский автакомис изъятых автомобилей, продаваемых на аукционе. Однако чрезвычайно большой популярностью он не пользуется. Люди осматривают автомобили, недовольно крутят головами и уходят с паркинга.
Перекупщик Валерий рассказывает, что автомобиль без проблем там купить нереально: «Когда-то и наши на этот комис бросились. А что? Цены небольшие, лучше, чем в Россию ехать, починил и продал. Но потом столкнулись с проблемами, что если покупаешь машину, то с ней в «бонус» можно получить и штраф в тысячу долларов от предыдущего владельца. А были случаи, когда заводишь машину, а она не заводится. Вот поэтому и стоят эти машины «колом» по два года. И никто их не покупает».
Заплатить 200 тысяч долларов, чтобы заработать 30 тысяч
Есть и те, кто еще хорошо живет с перегона автомобилей. Сергей имеет свой грузовик и лафету к нему, на которой привозит автомобили из Германии, хотя и платит за них большие пошлины: «Я работаю исключительно на заказ. Везу ухоженные автомобили, чтобы клиент был доволен и дал мои контакты своим знакомым. Ясное дело, что работать трудно. Не раз цеплялась ко мне налоговая. Но что они хотят? Я за два года заплатил более 200 тыс. долларов пошлин, а заработал около 30 тыс. долларов. Какой я нарушитель закона после этого?».
На счет продолжительности жизни гродненского автобизнеса собеседник продолжает: «Раньше между перекупщиками и покупателями была гармония. По стоимости машины каждый мог поторговаться, автопарк Беларуси постоянно обновлялся, каждый второй мог себе автомобиль позволить. А потом повводили пошлины, российские машины «захватили» Беларусь, а теперь люди обеднели. Никогда не было такого кризиса в нашем «бизнесе». Наверное это конец».
Пробыв еще несколько часов на авторынке можно было заметить, что только три автомобиля нашли своих покупателей. Лет 5 назад, по словам «старожилов автобизнеса», за субботу продавались автомобили сотнями.