Белорусским чиновникам проще складывать воробьев и зайцев, экспорт и импорт.
Визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Минск напомнил об одном амбициозном заявлении премьер-министра Андрея Кобякова, сделанном ровно год назад на Белорусском инвестиционном форуме в Стамбуле.
— Целевая задача — в следующем году нарастить взаимный товарооборот до $ 1 млрд. Сейчас мы имеем около $ 600 млн. Это абсолютно реальная задача, причем она является промежуточной, — убеждал глава правительства участников форума.
Как свидетельствует статистика, обещанию этому не было суждено сбыться: в январе-августе 2016 года товарооборот Беларуси и Турции составил $ 492,6 млн. И хоть по сравнению с аналогичным периодом 2015 года этот показатель вырос почти на 9%, как видим, до заветного миллиарда нам еще далеко. А учитывая тот факт, что отрицательное торговое сальдо составило $ 387 млн., картина становится еще печальней.
К слову, обещания достигнуть заветного миллиарда в торговле с турками звучали еще в 2008-м из уст тогдашнего министра иностранных дел Сергея Мартынова. Правда, конкретные сроки достижения цели не назывались, речь шла о среднесрочной перспективе.
Несбывшаяся торговая белорусско-турецкая мечта напомнила о других громких обещаниях властей последних лет. «Салідарнасць» решила проверить, как они сбываются.
Белорусско-молдавский миллиард
Посещая с официальным визитом Молдову в сентябре 2014-го, Лукашенко установил миллиардный ориентир во взаимном товарообороте, повысив существующую на то время планку (около $ 360 млн.) почти в три раза. Что мы имеем на сегодняшний день? По данным Белстата, в январе-августе 2016-го товарооборот Беларуси и Молдовы составил около $ 158 млн. При этом отрицательное сальдо составляет $ 7,7 млн.
Белорусско-индонезийский миллиард
О способности наторговать с далекой Индонезией на миллиард Лукашенко заявил еще в 2013 году. В мае прошлого года он снова напомнил о них. А в апреле этого года он повторил обещание на встрече с вице-президентом Индонезии Юсуфом Каллой на саммите в Стамбуле.
Что мы видим на самом деле: в январе-августе 2016-го товарооборот Беларуси и Индонезии составил около $ 139 млн. В данном случае утешительным моментом является то, что торговое сальдо складывается положительным ($ 117 млн).
Белорусско-индийский миллиард
Этим летом Лукашенко принимал у себя президента Индии Пранаба Мукерджи, а в Узбекистане встретился с премьер-министром этой страны Нарендрай Дамодардасом Моди.
В разговоре с обоими индийскими руководителями утверждалось о договоре достичь к 2018 году уровня товарооборота в $ 1 млрд.
Как эти планы соотносятся с реальностью? За восемь месяцев 2016-го товарооборот Беларуси и Индии составил около $ 255 млн. (+ $ 78 млн).
Белорусско-пакистанский миллиард
О миллиарде долларов товарооборота с Пакистаном правитель Беларуси говорит не первый год. Месяц назад посещая эту страну он был категоричен:
— Мы договорились с премьер-министром в течение четырех лет вывести наш товарооборот на уровень $ 1 млрд. Как хотите договаривайтесь между собой, но через четыре года $ 1 млрд., не меньше (больше можно), должен быть.
О том, что миллиард «не такая и большая цифра», уверенно заверял вице-премьер Владимир Семашко.
Но статистика неумолима: за восемь месяцев 2016-го товарооборот Беларуси и Пакистана составил далекие от идеала $ 33 млн.
Белорусско-узбекский миллиард
— Беларусь и Узбекистан должны достичь товарооборота в миллиард, — заявлял в июне 2008-го все тот же Андрей Кобяков, тогдашний заместитель премьер-министра.
В октябре этого года, встречаясь с и.о. президента Узбекистана, премьер-министром Шавкатом Мирзиеевым в Самарканде,
Лукашенко был далек от оптимизма Кобякова восьмилетней давности:
— Мы немножко отстали в отношениях, в экономике. Уверен, что в ближайшее время — год, два, три — мы обязательно уйдем от этого смешного товарооборота. У нас есть огромный потенциал. Мы нуждаемся в вас, вы нуждаетесь в нашей экономике.
И было от чего загрустить: за восемь месяцев этого года Беларусь наторговала с Узбекистаном на $ 37 млн.
«Только дурак будет складывать экспорт и импорт и считать это достижением»
Стоит ли гнаться за магическим показателем с девятью нолями? В интервью Еврорадио руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико назвал такой подход дилетантским:
— Сумма эта символическая. Цифра в $ 1 млрд. завораживает жителей маленькой страны. Миллион долларов — это много, а здесь — миллиард! Это распространяется и на белорусского правителя. А второй момент: только дурак будет складывать экспорт и импорт и считать это достижением. Для Беларуси самое главное — экспорт! А ведь можно экспортировать товары на $ 100 млн и импортировать на $ 900 млн. Это будет абсолютно неэффективная торговля. Белорусским чиновникам проще складывать воробьев и зайцев, экспорт и импорт. Профессионалы этого делать не будут.