На самом деле у нового президента Америки есть только два варианта действий в стратегическом треугольнике США-Украина-Россия.
Новоизбранный президент США Дональд Трамп уже начал на постоянной основе получать разведданные от директора национальной разведки. Такая практика является частью переходного периода, который продлится до 20 января 2017 года, и должна помочь новому главе Белого Дома в разработке собственной внешнеполитической стратегии.
В наследство от Барака Обамы новый президент США получит и украинско-российское противостояние, которое в том числе усилиями нынешнего главы Белого Дома удалось погасить, но не решить, вдобавок с общим обострением противоречий по линии США-РФ. Иными словами разработка собственной стратегии по отношению к российско-украинскому конфликту будет одной из главных международных задач главы США. Этот вопрос в свою очередь будет в значительной степени переплетаться с общим порядком дня двусторонних отношений с РФ.
На самом деле у нового американского президента будет только две альтернативы в геополитическом треугольнике США-Украина-РФ - искать компромисс с Кремлем за счет национальных интересов Украины или окончательно стать на сторону Украины в противостоянии с РФ. Все это будет происходить в условиях того, что украинский вопрос, как показывает практика российско-американских отношений последних 10 лет, фактически является ключевым фактором, определяющим во многом состояние этих самых отношений.
На практике это будет отображаться в позиции, которую новая президентская администрация США займет относительно имплементации минских соглашений. Такого третьего пути в форме поиска компромисса трудно представить. Украинско-российское противостояние является игрой с нулевой суммой, где выигрыш одного является проигрышем другого. Как следствие, это делает невозможным любые попытки Вашингтона, как подтверждает фактически предыдущая практика привлечения США к процессу урегулирования российско-украинского конфликта, найти среднюю линию в позициях Киева и Москвы. Интересы России и Украины прямо противоположны: Украина хочет сохранить максимальную свободу внешнеполитического выбора, а РФ хочет это стремление Украины максимально ограничить.
Привлекательной на первый взгляд может показаться идея, которая и сегодня является популярной среди части американского экспертного сообщества: превращение Украины в нейтральное государство путем отказа Киева от планов евроатлантической интеграции в обмен на отказ РФ от дальнейшей агрессии. Тем самым это позволило бы США решить все противоречия с РФ о статусе и месте Украины в системе региональной безопасности, а значит и в целом улучшить отношения с Москвой. Однако сторонники такого варианта разрешения противоречий путают причинно-следственные связи. РФ пошла на агрессию против Украины в конце февраля 2014 года, когда и речи не было о гипотетическом членстве в НАТО. И только война Кремля заставила Верховную Раду в декабре 2014 отказаться от абсурдной политики внеблоковости, которая не смогла обеспечить национальную безопасность Украины как обещали ее сторонники в 2010 году.
Более того, следует понимать, что в отличие от периода "перезагрузки" в российско-американских отношениях 2009-2010 года, когда хватило одностороннего провозглашения Киевом внеблоковости при фактической согласии Вашингтона, РФ будет стремиться в этот раз получить соответствующие гарантии от США и Украины относительно гипотетического нейтрального статуса последней.
Как следствие, мы возвращаемся к порядку имплементации минских соглашений и позиции новой президентской администрации в Белом Доме по этому вопросу. На практике Кремль хотел бы получить железные гарантии гипотетического нейтрального статуса Украины через реинтеграцию ОРДЛО на собственных условиях - при сохранении контроля над неконтролируемой участком российско-украинской границы. При таком развитии событий США должны со своей стороны давить на Украину - имплементировать Минские соглашения так, как этого хочет Кремль.
Представим, что новый президент США выбрал именно такой сценарий - пошел на разрешение противоречий с РФ за счет интересов Украины. Что на практике это будет означать? Прежде всего, проблема российского ревизионизма, которая лежит в основе войны с Украиной и обострения противоречий с США, не будет решена. Более того нетрудно спрогнозировать, что Кремль после триумфа в Украине на этом не остановится. Нынешняя российская политическая система так запрограммирована, что каждый новый успех (захват Крыма, интервенция в Сирию, гипотетическая победа в противостоянии с Украиной относительно ее места в европейской системе безопасности) заставят Кремль идти дальше, повышая ставки в игре, ведь на этом сегодня держится легитимность российского политического режима. Иными словами, опьяненная победой в Украине, освободив вооруженные силы и вернув доступ к европейским кредитных ресурсам, РФ начнет искать себе новую жертву. И на этот раз большая вероятность того, что следующим объектом ревизионистской политики станут страны Балтии.
Эти три страны являются ахиллесовой пятой НАТО в военном плане, как ярко показывает в своей последней книге War with Russia бывший заместитель командующего объединениях сил НАТО в Европе британский генерал сэр Ричард Ширрефф. Иными словами, пойди Кремль на агрессию против стран Балтии, новый президент США окажется в гораздо худшей ситуации, чем сейчас в условиях украинско-российской войны.
Во-вторых, параллельно с тем, что не будет решена проблема российского ревизионизма в случае гипотетической большой договоренности Белого Дома с Кремлем, возникнет другая проблема. Речь идет о нестабильности, которая наступит в Украине на фоне гипотетических совместных попыток США и РФ навязать официальному Киеву российский сценарий имплементации минских соглашений.
Социологические опросы Центра Разумкова конца сентября 2016 четко фиксируют, что 50,6% украинского населения против предоставления ОРДЛО особого статуса. На практике это несогласие украинского населения с реинтеграцией этого региона в состав Украины при фактическом сохранении контроля РФ. Другими словами любая попытка политико-дипломатического навязывания Украине российского плана реализации минских соглашений вызовет широкомасштабные протесты, которые могут расколоть и дестабилизировать Украину.
Такое сопротивление украинского населения было бы логичным шагом - РФ не смогла военным образом заставить Украину принять собственные условия, поэтому тем более неприемлемой будет попытка политики дипломатического давления РФ и Запада для того, чтобы заставить официальный Киев капитулировать.
В конце концов, гипотетическая крупная сделка между США и РФ для разрешения противоречий не означает получения Вашингтоном помощи от Москвы по решению других насущных вопросов мировой политики. Сторонники такой крупной сделки любят рассказывать о тех возможностях, которые откроет это соглашение для сотрудничества с РФ. Однако на самом деле ситуация радикально изменилась по сравнению с периодом "перезагрузки" в отношениях США с РФ - Кремлю банально ничего на сегодняшний день предложить Белому Дому в обмен на гипотетические уступки по украинскому вопросу.
Иранское ядерное досье было закрыто рамочным соглашением июля 2015, "северный маршрут" обеспечения через РФ сил США и НАТО в Афганистане потерял свое значение на фоне вывода львиной доли сил коалиции из этой страны. Часть американских экспертов предложила как вариант обменять Украину на дальнейшее сокращение стратегических ядерных арсеналов. Однако политика США в этом вопросе всегда сводилась к отказу привязывать реализацию сокращении стратегических ядерных сил к другим вопросам. Это объясняется тем, что сокращение является взаимовыгодным процессом, а потому Вашингтону нет смысла делать уступки по другим вопросам, тем самым стимулируя Москву к подписанию нового соглашения по дальнейшему сокращению ядерных арсеналов.
Даже гипотетический размен Украины на Сирию, что тоже популярной идеей - из сферы научной фантастики. Как показали события сентября 2016 так же как США далеко не контролируют тех, от имени кого подписывают перемирие, в не меньшей степени это касается и РФ. Ведь за режимом Асада стоят также Иран и Хезболла, которые совсем иначе чем Кремль представляют параметры возможного политического урегулирования в Сирии. Даже в случае реализации США стратегии сдерживания КНР в ближайшем будущем, РФ предпочла бы балансировать между Вашингтоном и Пекином, опираясь на свой ядерный арсенал и при этом получая преференции от двух сторон. Об этом четко пишут ведущие российские политологи, в частности Дмитрий Тренин. Иными словами идея многих американских политических реалистов о том, что РФ является критически важной для утоления растущих амбиций Пекина, мало соответствует действительности. При этом идея поворота РФ на Восток и союза с КНР в случае отказа США идти на уступки Кремлю является одним из любимых аргументов российской пропаганды и средств шантажа Вашингтона с целью получения уступок по Украине.
Так же возможна крупная сделка с РФ за счет Украины не означает для США любой значительной экономии средств в узком и широком смысле. Механизм European Reassurance Initiative, который США используют с 2014 для усиления безопасности членов НАТО на Восточном фланге, в 2017 обойдется американским налогоплательщикам в рекордно низкие 3,4 млрд. долларов по сравнению с бюджетами периода Холодной войны на обеспечение безопасности в Европе. Так же при любом развитии отношений с РФ США будут проводить полную модернизацию своего ядерного арсенала, которую начали планировать еще в 2010-2011 годах, и предстанут перед необходимостью обновлять конвенционные вооруженные силы.
Иными словами гипотетическая крупная сделка США с РФ не решит проблему русского ревизионизма, которая лежит в основе современного обострения американо-российских противоречий, создаст другую проблему в форме нестабильности в Украине на фоне попыток навязать российский сценарий имплементации Минских сделок, не откроет новые возможности для решения других насущных вопросов мировой политики и не позволит сэкономить большие ресурсы.
В таких условиях другой альтернативой для президента США будет окончательно стать на сторону Украины в этом противостоянии с РФ. Это не обещает быстрого решения конфликта и тем самым означает сохранение еще одного узла противоречий, которыми и так на сегодня переполнена система международных отношений. На практике Киеву необходима полная политическая поддержка в вопросе урегулирования конфликта на востоке. Такую поддержку глава Белого Дома может обеспечить подписанием законопроекта №5094, который на сегодня уже одобрила Палата Представителей, после того как ее одобрит Сенат. Данный законопроект четко говорит о том, что санкции с РФ можно будет снять только в случае реального восстановления Украиной контроля над границей на востоке.
Информация, циркулирующая сегодня в Вашингтоне, показывает, что американская бюрократическая машина настроена на долгосрочное противостояние с РФ через усиление экономического и военного давления. В таких условиях выпускать Кремль из ловушки в Украине, в которую он сам попал, было бы просто нелогично. Напротив надежная политическая поддержка Украины сможет обеспечить окончательное решение российско-украинского конфликта в пользу международного права и либерального международного порядка, главным архитектором и бенефициарием которого является США. При этом официальный Киев должен понимать, то какой вариант выберут США, не в последнюю очередь зависит именно от Украины. Украина как надежный и предсказуемый субъект международных отношений и действительно иметь все шансы превратиться в надежного партнера Вашингтона по противодействию российскому ревизионизма.
Институт мировой политики уже подготовил 15 практических рекомендаций для украинской власти, следуя которым официальный Киев имеет все шансы найти свое место в системе координат внешней политики нового главы Белого Дома, при этом гарантируя свои национальные интересы. В первую очередь, еще до инаугурации стоит наладить диалог с с командой Трампа и представителями классических республиканских взглядов на внешнюю политику - вице-президентом Майком Пенсом и главными претендентами на пост госсекретаря, министра обороны, советника по национальной безопасности.
Николай Белесков, Liga.net