Новости БеларусиTelegram | VK | RSS-лента
Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные беларусские новости

Луканомика в мышеловке

Луканомика в мышеловке

Главный балласт здоровых сил в Беларуси – сам Лукашенко.

Почему в Беларуси, где даже официальные экономисты говорят о необходимости экономических реформ, их не проводят? Могут вытянуть белорусский хозяйство компьютерная сфера и малый бизнес?

На эти и другие вопросы «Радыё Свабода» ответили экономисты Дмитрий Крук и Леонид Злотников.

- Белорусская экономика будет расти не более чем на один процент в год, если власти не будут проводить реформ. Такой прогноз опубликовал исследовательский институт Министерства экономики. Согласны ли вы с такой оценкой этого института?

Крук: По большому счету - согласен. Но часто официальные оценки как не успевают за реальностью. То, о чем говорят в этом отчете, независимые исследовательские центры говорили уже несколько лет назад. Но перспектива даже хуже, сегодня есть основания, что спад будет продолжаться. И даже один процент долгосрочного роста не выглядит гарантированным. Я бы не сказал, что это первый «официальный» голос о необходимости реформ. Дискуссия уже перезрела и даже теряет смысл. И это не новая явление. В 2012 году тогдашний министр экономики Снопков представлял приблизительно такие же цифры, и говорил, что мы без реформ стремительно теряем конкурентоспособность. Все так и произошло, экономика потеряла многое, перспективы все ухудшаются.

- Тогда в чем заминка? Когда все говорят о реформах (и государственные, и независимые экономисты, и даже чиновники), кто тогда против?

Злотников: Это известно. Реформ не хочет Лукашенко. Он не понимает, что существующая модель уже никак не может двигаться вперед. В его понимании просто нужно подобрать каких-то ответственных и сильных людей, поставить перед ними показатели, и они выведут страну вперед. Сколько лет он доказывает, что реформы не помогут, они не нужны, и он верит в это. Лукашенко не воспринимает ценности рыночной экономики и демократического общества.

Лукашенко когда-то сказал, что если бизнесу отдать один палец, то он отхватит всю руку. Система, которую он создал в Беларуси, не может существовать в иной экономической модели. Поэтому либо рыночные отношения и власти отходят от управления экономикой. Что тогда будет делать вся вертикаль власти? Она остается без функцией в этой новой системе.

- Возможно, белорусские власти надеются, что нефть снова поднимется в цене, и традиционные белорусские отрасли снова «оздоровятся». Зачем проводить какие-то подозрительные и опасные реформы?

Крук: Даже если цена на нефть вырастет, это не спасет белорусскую экономику, не обеспечить ей устойчивый рост. Если мы не обеспечим на ближайшие 10 лет рост как минимум 4-5 процентов в год, - это означает, что мы будем приближаться к «ловушке бедности». Наш разрыв в доходах и отставание от соседей будет только увеличиваться. Мне кажется, что без существенных изменений в механизмах функционирования экономики движения вперед не будет. И нет надежд, что какое-то событие в мире позволит повернуть эти негативные тенденции. Есть разные понимании того, что такое «плохо». Я считаю, что сегодня мы наблюдаем кризис и моральное и идеологическое банкротство той экономической модели, которая у нас была.

- Могут ли IT-сфера и малый бизнес вытянуть остальную страну?

Крук: Я могу согласиться, что некоторые направления (вопреки существующим условиям) растут и некоторые бизнесы имеют неплохой потенциал для развития. Некоторые независимые исследования показывают, что наш белорусский малый бизнес по своим характеристик больше похож на польский и шведский, чем к украинский или российский. Обстоятельства были неудобными, и он вынужден был бороться за конкурентоспособность. Но это два параллельных миры - один тянет экономику вниз, второй - дает почву для оптимизма. Но на сегодняшний день преобладает первый, и он не дает развиваться другому.

Злотников: Трудности в нашей экономики начались в середине 2012 года, когда еще не началось падение цен на нефть. Здесь свои, именно белорусские причины кризиса. Первая из них - деградация основных отраслей белорусской экономики, машиностроения, химической и так далее. Действительно, параллельно идут два процесса - не первый год идет рост объемов оказания услуг в информационной и компьютерной сфере. С другой стороны - падение конкурентоспособности промышленности. И этот процесс будет продолжаться, так как в период кризиса трудно проводить модернизацию. Какое-то время доходы от компьютерной сферф будут расти, но они не будут компенсировать потери в других отраслях экономики. Поэтому я не вижу, чтобы программисты могли преодолеть общую тенденцию. К тому же, в этой сфере возможен «перегрев», и рост даже там не может постоянно расти такими темпами.

Последние новости:
Популярные:
архив новостей


Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2024 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и мире.
Пресс-центр [email protected]