Граждане «социального государства» все больше уезжают на заработки за границу.
В Могилеве власти заявляют, что ситуация на рынке труда по сравнению с началом года улучшилась. Число безработных, стоящих на учете в городской службе занятости, уменьшилось до двух тысяч. В марте их было 2736. На одну вакансию тогда претендовали трое безработных. Теперь же на одно свободное рабочее место претендует один безработный. Такая арифметика, однако, не делает поиск работы в областном центре более легким. Как и раньше, утверждают безработные, найти занятие с достойным заработком - мечта.
Никуда не денутся, будут работать
Житель Могилева Виктор, ища себе работу, посетил не одно предприятие. Он утверждает, что сведениям о вакансии, которые вывешены в службе занятости, не всегда стоит верить.
«Например, обещают зарплату 400 рублей и конкретную работу, а потом выясняется, что зарплата меньше и другая работа. Либо дают человеку поработать, а потом переводят на другое место с меньшим заработком», - описывает ситуацию Виктор в интервью «Радыё Свабода».
«Такой подход администрации предприятия понятен, - продолжает он. - Поскольку альтернативу найти трудно, а у многих кредиты и налог на тунеядство давит, то людям некуда деваться и они соглашаться на условия администрации. Если в Европе помогают безработным, то у нас все наоборот: безработный помогает государству. Такая белорусская справедливость».
Не найдя достойной работы на родине Виктор поехал в Россию.
«Я немного заработал, но там жить проще. За месяц там можно заработать до 500 долларов. Это намного больше, чем я смог бы заработать здесь», - сказал он.
Тем временем в городской службе занятости немноголюдно. В очереди за консультацией единицы. У стендов с вакансиями толп безработных не замечено. Те, кто подходит, просматривают списки с предложениями, записывают выбранное и уходят.
«Найти работу теперь не просто. Очень много нюансов, которые нужно учитывать», - реагирует на интерес журналиста о возможности трудоустройства один из посетителей службы занятости.
«300-400 рублей зарплату не для мужчины. Поеду в Россию»
Молодой человек признается, что занятие себе нашел сам, хотя и обращался за помощью к специалистам учреждения.
«Я нашел по знакомство временную работу с зарплатой 500 рублей. Она физически очень тяжелая, поэтому говорить о перспективах моего занятия не берусь», - замечает собеседник и добавляет:
«У меня нет надежды на то, что служба занятости мне поможет подыскать альтернативу. Здесь только предлагают, что вывешено на стендах, но практика показывает, что многие вакансии уже заняты, да и заработок на них мизерный 300-400 рублей. Разве это зарплата в настоящее время для мужчины? Стыдно!».
«Да найти работу с достойным заработком в Могилеве нереально», - разочарованно заявляет еще один посетитель биржи. Мужчина без работы несколько месяцев. Перебивается временными приработками. Уверяет, что он - высококвалифицированный водитель.
«Поеду в Россию, - говорит он. - Там хоть и зарплаты упали, но в сравнении с белорусскими значительно выше. Работать за три сотни, как здесь на бирже предлагают, я не хочу».
Следующий собеседник не скрывает, что приехал в службу занятости, так как «поджимают» алименты. «Уволился, не подумав», - говорит он.
«Надеялся, что работу найду с большим заработком, но столкнулся с проблемой. Выбор якобы есть, но зарплаты того же размера, что у меня были. Хотелось бы чтобы 700 рублей платили, а не 300. Буду искать. Надо двигаться, а то будут проблемы уже с алиментами».
Портрет безработного: мужчина 40-45 лет
В городской службе занятости сообщили, что людей, которые обращаются за помощью в поиске работы, не стало меньше.
«Среднестатистический безработный в Могилеве - это мужчина от 40 до 44 лет со средним специальным образованием. Безработных мужчин, как и раньше больше, чем женщин. Однако в последнее время безработных женщин становится больше, хотя и не значительно», - подала портрет безработного сотрудница службы занятости.
По словам собеседницы не каждый, кто обратился в службу занятости, заинтересован найти работу.
«Стало более заметной тенденция, что многие зарегистрированные безработными прячутся таким образом от «декрета о тунеядстве». Такие граждане не ходят в организации, в которые мы их направляем, и сами не стремятся искать себе работы. Они считают, что зарегистрировавшись в службе занятости, свою функцию выполнили», - пояснила особенности ситуации собеседница.
По ее словам, массового возвращения тех, кто работает в России, в службе занятости не наблюдали.
24 октября вступила в силу новая редакция Закона о занятости. Согласно ей, если наниматель не заключил договора с работником, то рабочее место считается вакантным. Это обстоятельство увеличивает количество вакансий и уменьшает соотношение претендентов на них.
Сейчас зарегистрированному безработному отводится два месяца, чтобы тот нашел себе занятие. Если он его не находит, то его снимают с учета и в течение года не регистрируют заново. Ранее на поиск работы отводилось три месяца.
Реальная безработица во много раз превосходит официальную
На 1 июня в Могилеве на учете по безработице стояло 2569 человек - 1,5 процента экономически активного населения города. В октябре же безработица уменьшилась до двух тысяч.
Экономист Петр Мигурский считает, что уровень реальной безработицы в Могилеве мало кому известен. По словам эксперта, истинных сведений на этот счет нет. По его мнению, безработица в областном центре достигает четырнадцати процентов экономически активного населения. Примерные подсчеты, говорит он, опирающиеся на опубликованные сведения в городской печати и других доступных источниках, позволяют говорить о десяти тысячах безработных.
«Только с пяти предприятий города уволено с начала года 4 тысячи человек. Лишился «лишних» работников Вагоностроительный завод, «Строммашина», «Трансмаш», Металлургический завод и Казимировский опытно-механический завод. Это те предприятия, о ситуации на которых мы знаем», - говорит о своем видение ситуации экономист и добавляет:
«Ликвидировали свой бизнес 330 индивидуальных предпринимателей. 562 субъекта хозяйствования также решили свернуть свою деятельность. Следует заметить, что в каждом из них работали более двух человек. К этому следует добавить найденных «тунеядцев» и те две тысяч безработных, зарегистрированных на бирже».