Ситуация в экономике очень сложная и требующая принятия радикальных решений.
Совещание о судьбе отечественного АПК Александр Лукашенко провел на своей малой родине в Витебской области в выходной день. То, что сообщили общественности о ходе обсуждения, оставило неоднозначное впечатление и ощущение недосказанности и недоговоренности, пишет «Независимая газета».
Белорусский правитель, как, впрочем, все белорусское чиновничество в последнее время, говорил образно и неконкретно. «В свое время мы начали модернизацию нашего сельского хозяйства, прошли определенный путь. Мы начинали из ничего… фактически. Более того, приходилось перестраивать то, что имеем… И то, что мы сделали за это время, позволило нам сохранить село», – традиционно попытался он похвалить действия власти, то есть свои собственные. «Надо посмотреть в будущее – вот главная задача, каким будет село завтра, что нам надо начинать делать сегодня», – поставил он довольно-таки абстрактную задачу.
Из обнародованной официальными источниками информации следовало, что в сельском хозяйстве Беларуси назревают некие перемены. Хозяйства снова будут то ли объединять, то ли продавать, то ли модернизировать. «Мы должны сделать шаг вперед, привлекая инициативу и частный капитал», «никакого шарлатанства и искусственного объединения и разъединения быть не должно», «мы не запрещаем частникам приходить в сельское хозяйство», но «массовой приватизации» не будет, рассказывал Лукашенко. Администрации малых населенных пунктов правитель предупредил, что им пора перестать рассчитывать на бюджетные средства и «научиться зарабатывать деньги». Такую же задачу он поставил и перед госкомпаниями. «Они привыкли к бюджету, что деньги им дадут. Приходят сюда на работу, копейки эти зарабатывают и не знают, что будет завтра», – критиковал он традиционные подходы.
Местные наблюдатели полагают, что основное содержание разговора осталось за кадром. Ситуация в сельском хозяйстве, как и во всей экономике страны, очень сложная и требующая принятия радикальных решений. Власти же официально и публично заявляют, что все под контролем, страна развивается в правильном направлении и никаких реформ нет и не будет. В то же время эксперты отмечают, что реформы идут вопреки этим заявлениям. Такая ситуация ведет к тому, что заявления и высказывания белорусских чиновников, включая правителя, стали расплывчатыми, туманными и иносказательными.
Что касается сельского хозяйства, реформы в нем уже предусмотрены чередой указов, которые Лукашенко подписал еще летом. Главная проблема сельского хозяйства Беларуси – его неэффективность. Все предыдущие «жирные» годы власти вкладывали в отрасль огромные деньги, на них строились современные фермы и перерабатывающие предприятия, хозяйствам «по разнарядке» поставлялась новая техника. Страна действительно не только сполна обеспечила себя продовольствием, но из года в год наращивала экспорт. В первую очередь в Россию. С 2005 года по 2015-й объем сельхозпроизводства вырос на 40%. Экспорт с 1,2 млрд долл. увеличился почти до 6 млрд.
Проблемы возникли не только потому, что спрос в России упал, а ее энергетические дотации существенно снизились. В убытки сельское хозяйство «вогнало» директивное кредитование: какую технику закупать, куда ее устанавливать, брать или не брать кредиты – решалось наверху. То, что колхозы, которые сейчас в Беларуси называются производственными кооперативами, не могут рассчитаться по кредитам и им не нужно столько техники, никого не интересовало. Как результат – отрицательная рентабельность отрасли (порядка 2%), если вычесть объемы господдержки. Статистика свидетельствует, что государство вкладывало в сельское хозяйство больше, чем то, что зарабатывало. Уже по итогам 2014 года убыточными были порядка 70% сельхозпредприятий. Тогда руководство отрасли и начало лоббировать реформы и изменения.
Летом этого года Лукашенко вынужден был подписать указы, которые признавали необходимость радикальной реформы отрасли. Согласно документу, безнадежные хозяйства должны быть объявлены банкротствами. Тем, которые еще можно спасти, прописано финансовое оздоровление через санацию. Правительство насчитало порядка сотни потенциальных банкротов и четыре с половиной сотни кандидатов на санацию.
Эксперты отрасли полагают, что именно о реализации этих намерений совещался президент на территории самой убыточной и проблемной Витебской области.