По словам главного фальсификатора «выборов», решение об уходе из ЦИК будет зависеть от желания правителя.
В разговоре с «Радыё Свабода» она не исключила такую возможность.
Ермошина сообщила:
- Отвечать на ваш вопрос, есть ли у меня желание работать дальше, я не буду. Потому что, честно говоря, от этого, наверное, мало что зависит. Здесь нужно говорить о желании другого человека - хочет ли он и дальше видеть меня во главе Центральной комиссии по «выборам» и проведению республиканских референдумов?
Наши полномочия закончатся 20 декабря 2016 года. К этому сроку должна пройти ротация Центризбиркома и утверждение его нового состава. Причем это касается абсолютно всех 12 человек, входящих в ЦИК. Даже место секретаря ЦИК Лозовика, который недавно умер, свободное не только фактически, но и формально. Ведь Николай Иванович перед тем, как уйти в отставку, сложил с себя полномочия в ЦИК. Реально сейчас работают 11 человек, а в новом составе их будет, как и прежде, 12 Поверьте мне, это немного.
- Обычно количество лиц в подобных структурах нечетное, но, может, вы действительно имеете два голоса, как говорят некоторые?
- Это только частично точная информация. Председатель ЦИК имеет двойной голос исключительно в одной ситуации, когда комиссия голосует поровну: 6 - «за» и 6 - «против». Во всех остальных случаях мой голос ничем не отличается от голосов других членов.
У нас половину состава ЦИК называет президент, вторую половину - Совет Республики. Здесь полный паритет, отсюда и цифра 12.
- Ближайшие «выборы», которые нас ожидают, это местные?
- Да. Крайний срок их проведения - февраль 2018 года. Если мне не изменяет память, то не позднее 26 февраля. А это означает, что сама избирательная кампания начнется в конце следующего, 2017 года.
- Можно ли ожидать изменений в избирательном законодательстве до этого времени?
- Вы знаете, это тот случай, когда я не могу точно вам ответить. И не потому, что изменений не надо ждать. Скорее всего, они будут, так как в Центральной комиссии есть свои собственные планы, есть обязательства перед ОБСЕ. Но если вы внимательно слушали слова президента, то недавно он говорил о возможности корректировки Конституции. И если это действительно есть в планах главы государства, то никто не будет менять избирательное законодательство раньше корректировки Основного закона.
- Но ведь для проведения местных «выборов», нужды менять Конституцию, пожалуй, нет?
- Для местных, да. Здесь абсолютно все изменения можно сделать, не задевая Конституцию. А вот при проведении парламентских и президентских «выборов» Основной закон действительно нужно корректировать. Однако какие конкретно изменения хочет сделать в Конституции глава государства, я не знаю.
7 октября 2016 года Лукашенко заявил, что настало время провести анализ Основного закона страны:
«Попробуем подойти к этому вопросу с разных сторон. Аккуратно, чтобы не сделать хуже. Появились новые проблемы, вызовы Да и время, наверное, требует чего-то нового. И начинать надо с главного, если мы решимся на это. Нам нужно создать группу мудрецов, юристов, которые проанализируют Основной закон. И если надо будет, мы на это пойдем».
После этого эксперты заговорили о том, что парламентские выборы в Беларуси могут в дальнейшем проводиться по смешанной системе, а не только по одномандатным округам, как сейчас. А срок полномочий президента могут увеличить с 5 до 7 лет.
Сергей Альфер, эксперт в области выборов сказал, что почти все изменения в Конституцию Республики Беларусь, касающиеся полномочий государственных органов, можно провести только через референдум:
«Ну, например, увеличить срок действия полномочий президента с нынешних пяти до семи лет можно исключительно через референдум. Но перейти на смешанную систему парламентских выборов, согласно которой часть депутатов избирается по одномандатным округам, а другая часть по партийным спискам, на мой взгляд, можно и не корректируя Основной закон. Достаточно лишь отменить отчеты депутатов перед избирателями. А это можно сделать через Палату представителей - в течение трех месяцев принять соответствующий закон в двух чтениях.
Беларусь остается одной из совсем немногих стран в мире, где парламентариев избирают исключительно в одномандатных округах. Взгляните на наших соседей: в России, в Украине, в Польше и Литве голосуют по смешанной системе. А в Латвии всех депутатов избирают через партийные списки».