Из-за соглашения о ЕврАзЭС более 250 рабочих «Белита» могут остаться на улице.
Прибыльное предприятие субсидий от государства не получает, счета оплачивает вовремя. Но вдруг заводу «Белит», который находится в Поставском районе, грозит закрытие, коллектив может оказаться на улице. Организация стала заложником нового соглашения в Евразийском союзе и повышения таможенных цен, отмечает belsat.eu.
Приспосабливались как могли
Поставский завод «Белит» выживал со времен развала Советского Союза. Основанный в 70-ые годы прошлого века как спутник литовского электропромышленного предприятия – откуда и название, в самом начале завод выпускал бытовые электрические устройства. Но не выдержал конкуренции с импортом. Тогда его руководство увидело шанс в строительном буме и перепрофилировало завод в производителя бетонных и металлических конструкций. Затем – нашли вообще неожиданную нишу – начали производить салфетки со старой одежды для вытирания станков.
«Огромное было предприятие, около двух тысяч человек. Раньше даже были филиалы – в Лындупах, были и в Волковыске», – вспоминает Михаил Виль, бывший работник завода.
Редкая рыба в море белорусской экономики
Предприятие, на котором сейчас работает 260 человек, – одно из немногих в госсекторе, которое работает с прибылью, полностью оплачивает свои счета по доставке и энергетике, не имеет долгов ни перед банками, ни перед бюджетом. Поэтому предупреждение дирекции о том, что с Нового года завод может прекратить свою деятельность и распустить коллектив, стало для его работников громом среди ясного неба.
«Очень напряженная ситуация на заводе, где работают почти 300 человек. И, как известно, очень напряженная у нас обстановка, чтобы устроиться на работу. Поэтому людей фактически выбросят на улицу», – свидетельствует активистка свободного профсоюза РЭП Людмила Борейко.
В чем виновато ЕврАзЭС?
С нового года стоимость сырья для завода увеличится в два с половиной раза – вследствие введения на него пошлины в размере 165%. Это пошлина действует и сейчас, но на Поставский завод не распространяется, так как он – резидент так называемой Витебской свободной экономической зоны и пользуется существенными налоговыми льготами. Но со следующего года, по соглашению о Евразийском союзе, все эти послабления должны отменить.
«Учитывая, что продукция, произведенная в одной стране ЕАЭС, свободно попадает в другие, чтобы ни у кого не было привилегий. То есть это особенность не только Беларуси, ликвидируются свободные экономические зоны на всей территории ЕАЭС», – объясняет аналитик Вадим Иосуб.
«Белит» – первый из многих
В Беларуси 6 свободных экономических зон – по одной в каждой области. Всего в них работают более четырех сотен организаций и 124 тысяч человек. В следующем году многие из них рискуют потерять рентабельность или попрощаться с планами расширения производства. Правда, на прошлой неделе директор Белита обнадежил свой коллектив сообщением, что их вопрос решат на высшем уровне.
Вопрос о свободных экономических зонах в этом году стал одним из яблок раздора между странами ЕАЭС. В том числе из-за этого на заседании в Минске ранее в этом месяце премьеры Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана и Армении не смогли принять новый Таможенный кодекс. Судьба завода «Белит» и других членов белорусских экономических зон будет решаться в ближайшие недели на межправительственном заседании в Москве.