Милиция фактически похитила критиковавшего Лукашенко 80-летнего пенсионера и насильно вывезла в «Новинки».
Об этом charter97.org рассказал руководитель правозащитного центра «Правовая помощь населению» Олег Волчек:
— Вначале я хочу напомнить все обстоятельства этого дела. Суд состоялся 12 июля 2016 года, во Фрунзенском районе Минска. Судья Дмитрий Лукашевич признал, что Александр Никифорович Лапицкий, которому 80 лет, совершил «опасное деяние» по статье 391-369 и часть 1 368 УК против судей и прокуроров и якобы «оскорбил» Александра Лукашенко.
Вместе с тем суд признал освободить его от ответственности, так как он в невменяемом состоянии совершал эти общественно опасные деяния и направил его на принудительное лечение в психиатрический стационар.
Только вчера я с ним разговаривал. Александр Лапицкий, как и всегда до этого, был адекватным, вежливым, культурным человеком с высшим педагогическим образованием. Он сообщил, что ждет сейчас решения Минского городского суда на жалобу нашего правозащитного центра о порядке надзора. Одним из пунктом мы установили, что его нельзя пока отправлять на принудительное лечение. Однако уже через час после того, как мы поговорили, зашли сотрудники милиции, сказали со мной по телефону не разговаривать, и насильно, против его воли его, отвезли психиатрическую республиканскую больницу «Новинки».
Второй момент. Я только что прилетел из Вашингтона, где по этому делу разговаривал с официальными лицами Госдепартамента США и просил, чтобы они также повлияли на ненаправление человека в психиатрическую больницу, потому что он действительно слабый и больной: у него проблемы с ногами и много других заболеваний.
Вчера мы пытались узнать, где он находится. Нам отказывают в информации, хотя эта информация не должна быть секретной. Есть предположение, что ему проводят лечение препаратами, которые подавляют волю. Учитывая его состояние, как мне объяснили специалисты, в течение трех дней у него может резко ухудшиться здоровье. Но вообще он психически здоровый человек, к нему не надо никакие медикаментозные препараты применять. Они применяются только в том случае, если человек представляет опасность для окружающих, если он себе может причинить вред.
Мы с Александром Лапицким уже восемь лет дружим. Ни последние полгода, и вообще никогда до этого у него никаких проблем с психиатрией не было. Он не состоял на учете, к нему не обращались сотрудники милиции, если бы были какие-то жалобы. Короче, он адекватный и здоровый человек. Единственная его проблема – это то, что он высказал свое мнение о теракте в Минском метро. Он как химик расписал, что взрыв Коновалов и Ковалев не могли организовать самостоятельно.
Письменно обращался к Генеральному прокурору... Возможно, эти письма сыграли роковую роль.
Поэтому сегодня мы считаем, что он узник совести и политзаключенный. Мы требуем его немедленного освобождения. Напомню, сегодня могут начаться необратимые процессы и в ближайшее время он оттуда не выйдет.
— Он официально признан политзаключенным или пока лишь получает вашу правовую помощь?
— На сайте БХК, на сайте «Весны» уже стоит это заявление. Международная Amnesty International также поставлена в известность об этом случае.
— Как вы квалифицируете такие действия властей? Получается, что человека просто похитили, если они не предоставляют информацию о местонахождении и есть нарушения процедурных норм?
— Есть у нас в законодательстве два нормативных акта. Это закон РБ об оказании психиатрической помощи и также есть приказ Министра здравоохранения РБ о порядке оказания психиатрической помощи. И там четко сказано, что лица подлежат принудительному лечению в случае, если человек сам попросился (у него обнаружилось какое-то заболевание), если человек опасен для окружающих и может причинить вред, а также если он является беспомощным, не осознает, где он находится и что совершает.
Однако вчера, при моем включенном телефоне он отказывался принудительно выезжать и также сказал, что у него есть я как представитель, а также у него есть сын и дочь, которых они были обязаны поставить в известность. И не сотрудники милиции должны были его выводить, а это должно было быть под надзором даже не просто врача-психиатра, а заведующего отделением в соответствующем районе Минска. То есть, он должен был принимать решение о направлении.
Поэтому мы считаем, что против его воли, без уведомления родственников и представителя, его фактически похитили и насильно вывезли.
— Почему власти пошли на такие шаги? Ведь сейчас они выпрашивают у Запада кредиты?
— Будучи две недели в Соединенных Штатах Америки, я общался с представителями Госдепартамента, и они хотят доказательств того, что официальный Минск идет к соблюдению прав человека. Не только по Лапицкому и политзаключенным, а также по журналистам, по избиениям, по штрафам. Я вчера позвонил Александру Никифоровичу и сообщил, что передал информацию по нему и возможно он на свободе из-за того, что есть договоренность с властями.
Власти совершенно невыгодно его насильственное заключение в больницу, и не исключено, что сейчас сработала или судебная система, или милицейская система.
Поэтому надеемся, что уже завтра благодаря журналистам и правозащитниками мы увидим Лапицкого на свободе.