Известный дизайнер рассказал, как умудрился сделать имя в мире моды.
Его имя хорошо известно в Америке и Японии, заказы расписаны на 7 лет вперед, а работы попали даже в Книгу рекордов Гиннесса. При этом в Беларуси имя этого дизайнера почти никто не знает.
С Янжем «Комсомолка» встретилась в одной из минских кальянных – необычное место для интервью предложил он сам. Естественно, собеседник выделяется среди посетителей – пришел, как говорится, во всем своем: в кожаной расписной косухе, с необычными кольцами своего дизайна…
- Янж, насколько я знаю, ты сейчас живешь не в Минске…
- Да, в основном обитаю в Москве, там работа. И по сравнению с Минском этот город быстро сформировался и побежал вперед. При этом в Москве, хоть порой и узнают на улице, но селфи делать не предлагают, чаще такое случается в Европе. Там со шлейфом стилистического бардака, который меня сопровождает, нельзя просто так пройти - любой трактуемый нашими советскими мерками идиотизм воспринимается как оригинальный гротеск… Но дома я бываю частенько - могу за один день слетать в Москву и вернуться в Минск. У меня же здесь жена и шестилетний сын.
- А Минск на творчество вдохновляет?
- Я приезжаю сюда спрятаться и поработать. Вдохновение мне вообще не надо. Я идеями и так каждые десять минут фонтанирую. Днем, ночью, сидя с ребенком, разговаривая с кем-то… Даже в самолете могу что-то делать. Это какой-то постоянный внутренний генератор, который работает независимо от меня.
- А почему в Беларуси постоянно не работаешь?
- Потому что где-то, но не в Беларуси, за это хоть что-то платят. А у нас ручной труд приравнивается к заводскому. У нас глянцевые журналы появились только лет десять назад! И могу сказать, что особых перемен в мире моды за это время как-то не заметил. «Бентли» есть, казино есть, инфраструктура улучшается, люди стали чаще ездить в Европу, но когда мы дорастем до моды, понятия не имею. У нас другая прошивка, ментальность другого покрова - это как на Аляске, где едят замороженное мясо, и суши им не навяжешь… Я даже не заикаюсь о высокой моде. Потому что по мне так ее уже в принципе не существует. Она давно в Китай переехала (смеется). У меня даже шутка есть: чтобы родиться в Беларуси, надо было набедокурить в прошлой жизни… Для творческого сегмента Беларусь – оффшорная зона ада. Даже если ты чувствуешь в себе офигенный потенциал, ты должен понимать, что в постсоветской стране выкарабкаться в творческом плане почти нереально.
- Глядя на белорусов, хочешь их переодеть?
- Вообще не хочу никого переодевать. Наоборот, белорусы мне нравятся больше, чем россияне. Когда-то у нас на каждой заднице было написано «Гуччи», при этом все это было куплено на Жданах за 10 долларов - примерно то же сейчас в Москве, только все пытаются накачать себе мышцы и губы, чтобы выглядеть брендоподобно. На самом деле, мне вообще все равно, кто во что одет, лишь бы удобно было. Я и сам частенько надеваю кроссовки из 80-х - ну нравятся они мне.
«Леди Гага и Моника Белуччи к своему стилю не имеют никакого отношения»
- Ты сотрудничаешь с известными домами мод, среди твоих клиентов – мировые звезды. А самые дорогие заказы какие были?
- Сейчас делаю туфли для Моники Белуччи – и это действительно очень дорогая работа. Моника переплюнула даже Леди Гагу, для которой я создавал туфли и аксессуары… Есть туфли, которые попали в Книгу Рекордов Гиннесса – на страусином пуху, причем каждый слой и каждая прожилка пропитаны силиконом. Архикропотливая работа. Делал год. Кстати, туфли были свадебными, для незвездного клиента из России. Моя мода неносибельна, нетрактуема. И я не мечтаю, чтобы мой бренд был массовым. У меня заказов сейчас на семь лет вперед. Денег на безбедную жизнь уже заработал. Как таковые, они мне и не важны. Многие вещи вообще дарю, хотя даже самые небольшие мои работы стоят не одну сотню долларов. В Беларуси, кстати, за все годы купили только несколько вещей. Все остальное время приходили на них смотреть как на музейный экспонат.
- А для английской королевы сделал бы что-нибудь по заказу?
- Она бы мою работу просто не вынесла. Максимум – брошку. Но из числа приближенных английской королевы клиенты у меня есть.
- Голливудские звезды очень капризные?
- Нет, по сути, от их «хочу» ничего не зависит. Над звездным стилем работает целая команда. Вплоть до того, что кто-то отвечает за руки, кто-то за ноги … Самих звезд на переговорах частенько вижу в кроссовках и футболках. Порой мне приходится делать вещи для заранее определенного случая или под конкретный наряд. Так что в этом плане все прозаично. Хотя в творчестве меня никто не ограничивает. Я слушаю пожелания, и дальше делаю что хочу. Недовольных еще не было. Обычно отдаешь заказ - и тишина… Оказывается, отходят от шока, разглядывают, а потом звонят и говорят: «Как круто!».
- Ну да, куда ж тут без шока! Такое впечатление, что большая часть твоих работ – сплошной химический эксперимент…
- Есть такое, мне интересно, чтобы краска не читалась так, как задумали ее производители. Всегда что-то смешиваю. И цвета, и материалы. Могу пластик совместить с драгметаллом. А потом туда и изумруда, и золота. Для туфель Моники Белуччи, к примеру, использовал перламутр, тертый с краской. Мне важно, чтобы фактура удивляла. Но ее ж нужно придумать и произвести. На это может уйти не один месяц. Придумываешь, тестируешь, как материал себя ведет. На все свои вещи даю пожизненную гарантию. Даже на стразы для сумочки Патрисии Каас.
- Кому, кроме звезд, твои работы по карману?
- 75-80% заказчиков – банкиры и финансисты. Заказывают в основном обувь, правда, куда они в ней ходят, не знаю… Что касается российских звезд, то почти у всех мои вещи есть. Среди заказчиков - японцы, американцы, британцы, итальянцы, россияне. Но никогда белорусы… Клиентов давно не ищу - они меня сами находят, иногда через агентов. Они у меня есть даже в Голливуде. Лично организационными вопросами давно не занимаюсь.
- А самая любимая работа?
- Обожаю все, правда. Я даже своим клиентам завидую. Жалко отдавать работы... Но больше всего, наверное, я намудрил с кольцом для Джека Воробья (для Джонни Деппа. - Ред).Там был мореный дуб, серебро, золотые нити, ракушки, изумруды, сургуч, канат… Чтобы достичь желаемого результата, пришлось даже жечь дуб. С какой целью? Трактовать процесс создания невозможно. Меня же в детстве молния ударила! Наверное, это оттуда (смеется).
- Ты известный, востребованный, талантливый, но дома почти не бываешь. Как жена это терпит?
- Расстояние только скрепляет чувства. Но я стараюсь, чтобы разлука длилась максимум 2-3 недели.
- Неужели жена даже скандалы не закатывает?
- Вообще нет. А зачем? Я дома гладкий и мягкотелый совершенно. Мне можно даже еду не варить. А я могу и не есть. Целый день на кофе – вполне реально, про еду забываю. Могу целый день молчать, и ее это не смущает.
- Знаю, жена у тебя психолог. Может, поэтому такая понимающая?
- Может. Но я и без того самый коммуникабельный муж на свете. Меня даже ничего не раздражает! Теребить меня можно сколько угодно. И это не напрягает. Вот, сегодня, например, Тоня в магазин послала. Сходил. Но чаще, конечно, я не за продуктами хожу, а за коньком 12-летней выдержки.
- А чем она тебя зацепила? Наверняка она какая-то особенная – вряд ли бы ты обратил внимание на обычную девушку…
- Почему-то все считают, что жена у меня как минимум должна быть Леди Гагой. А она просто… Тоня. Такой вот мой наркотик. Я и сам не понял, как все произошло. Врезались друг в друга на вечеринке в ночном клубе. И все… Почему именно она? Наверное, это стечение каких-то фатальных штук.
- Как думаешь, ты хороший отец?
- Без сомнений, хороший. Главная метода воспитания – не мешать расти. Так что я почти и не воспитываю. Но если надо, могу и голос повысить. Сын, кстати, на щепотку перенял и мои фишки. Ему можно 15 раз что-то сказать, а он тебя не слышит. Кто знает, может, его это и спасет от этого мира. В любом случае меня его непоколебимость не тревожит. Меня и Тоню он слушает. Назидательно ему это навязываем. Больше пока что он никому ничего не должен. Когда в школу пойдет, требовать отличных оценок не буду.
- А кем Янж хочет быть, когда вырастет?
- Да он каждый день хочет быть кем-то новым. Вообще не понимаю, когда ребенок решительно хочет стать кем-то конкретным. Как можно хотеть кем-то стать, если ты это не попробовал, не пощупал?
- А сам разве не мечтал с детства стать дизайнером?
- Ни кафедры дизайна, ни термина такого «дизайн» в моем детстве не было. Но переворотам и метаморфозам я подвергал абсолютно все, на чем хоть немного зависал. Даже мотоциклы. Так все и пошло по нарастающей. Меня одна мама воспитывала. Работала с утра до вечера, так что время пометаморфозить у меня было (смеется). Мотоциклы, тусовки… Негодований со стороны мамы не было. Окончил 9 классов. И на этом все. Творил что-то каждый день. Первую свою пару обуви продал в российский шоу-бизнес. Но ничего резко не закрутилось. Как пробился? Работал на все дома моды в мире, на которые хотел, до тех пор, пока не наполнял себя какими-то инструментами. Бывало, уходил в никуда. Потом подарил что-то одному, другому из звездной тусовки - и люди сами стали меня находить.
Досье
Янж Недвецкий – 36 лет, всемирно известный дизайнер с белорусским паспортом. Настоящее имя – Евгений. Среди его работ – украшения, одежда, обувь, сумочки, инкрустированные авто... Вошел в Книгу рекордов Гиннеса как автор самой трудоемкой и эксклюзивной пары обуви. Женат. Есть шестилетний сын Янж.