Жители поселка не дают чиновникам снести 89 домов и 1000 гаражей.
Вчера в актовом зале средней школы № 172 администрация Заводского района собрала жителей Северного поселка, чтобы выслушать их претензии относительно недавнего общественного обсуждения. Правда, местные жители уверяют, что обсуждения никакого и не было. По крайней мере, в полном зале, после вопроса «так кто там был?» руки подняли лишь два человека. Поэтому люди требовали провести реальное обсуждение. И объявить мораторий на снос домов и гаражей, пишет tut.by.
Напомним, в 2011-м власти отказались что-либо сносить в поселке, после того, как поселок взбунтовался. За три года люди наконец реконструировали свои дома, и тут оказалось — снова их поставили под снос.
В актовый зал все желающие не вместились. Те, кому не повезло пробиться, стояли в коридоре и прислушивались к тому, что происходило в зале. А в зале кричали. На тех, кто теперь сидел на школьной сцене — на представителей администрации Заводского района и депутата.
Начальник отдела архитектуры и градостроительства Заводского района Марина Пивоварчик стояла у плана Северного поселка и в микрофон называла границы участков и дома, которые будут сносить. Она говорила, что снесут не всех, а только 89 домов и порядка 850 гаражей. Но никто, даже те, чьи дома пока еще останутся на карте города, не радовались.
— Забудьте про частный сектор! Мы не хотим, чтобы сносили наши дома! — кричали из зала люди.
— Ваше «хочу» и «не хочу» — не аргумент, — сказала Марина Пивоварчик, чем снова вызвала волну недовольных криков и вынуждена была передать кому-то микрофон.
Активистку Северного Татьяну слушали молча. Это она недавно собирала подписи в поселке, а теперь захотела рассказать всем, как прошло «то самое» общественное обсуждение, на которое людей не позвали. Она зачитала выдержку из закона о порядке проведения таких мероприятий и рассказала, что объявление в газете еле-еле нашла в библиотеке.
— Если бы вы оповестили народ так, как сейчас, то пришло бы не сорок человек, как указано у вас в документах, а в сто раз больше! — говорила Татьяна. — То есть по-вашему получается, что решение о сносе 89 домов приняли 38 человек?! Администрация Заводского района нарушила наши права и мы просим признать то общественное обсуждение недействительным! Проведите новое и посмотрите, сколько человек реально на нем будет и сколько в итоге подпишется против сноса.
— Дайте сейчас эту бумажку — тут тысяча людей уже готова подписаться, — гудел зал.
Замглавы администрации Александр Степанов взял микрофон и высказал сожаление о том, что представители заказчика — Комитет архитектуры и градостроительства Мингорисполкома — не приехали на собрание, хотя и обещали.
— Но мы передадим туда ваши просьбы и пожелания, — пообещал Александр Степанов.
— Мы что — быдло? Вы тогда зачем здесь сидите, если ничего не решаете? — кричали в ответ ему люди из зала. — Эй, депутат, скажи за народ!
Микрофон депутату не дали. Замглавы администрации попытался сменить тему и высказал удивление: «Сносят-то всего 89 домов, а в обращении против этого подписалось 139 человек». Но тут в зале поднялся такой шум, что замглавы только замахал руками и согласился: «Ну, хорош-хорошо. Понял, вы дружите, у вас свои взаимоотношения».
Марина Пивоварчик тем временем еще раз напомнила, что «все недовольные сносом должны иметь обоснованные причины и знать, что на каждого человека в случае сноса положено по 15 метров жилплощади, но не меньше той, что занимает дом».
— Вы пришли забрать, а не дать! — кричали в ответ люди. — Сначала разрешили реконструировать наши дома, а теперь — сносите. Да вы в карман к нам залезли, к тем, кто у государства ничего не просил, все сделал за свой счет: и воду, и газ.
Одна женщина рассказала об обратной ситуации: ее дом на Одесской из-за строительства многоэтажек собирались сносить и все не разрешали реконструкцию. Теперь, уверяет она, дом так обветшал, что крыша вот-вот рухнет.
— Не снесли в итоге и перекинулись на гаражи! Теперь вот у меня еще и гараж собираются снести. А кому нужен ваш паркинг? Парковки пустуют, их в Северном всех хватает. Возле ФОК «Мандарин» только посмотрите сколько мест!
Зал это замечание дружно поддержал. В Северном поселке два гаражных кооператива: на 456 на Ангарской и 450 мест на улице Артема. Гаражи эти существуют с 1965 года, даже по наследству внукам передаются.
— Каждый гараж в частной собственности, люди ежегодно платят налоги, — рассказал председатель гаражного кооператива «Северный-65» Александр. — Зачем разрушать то, что всех устраивает годами?
Поддержал Александра и владелец автосервиса, который находится на территории гаражей и работает там с 1999 года. «Получается, что бизнес тоже пойдет под снос», — недоумевал мужчина.
Марина Пивоварчик объяснила, что гаражи сносятся не только «из-за неэстетичного вида, но и потому, что город посчитал необходимым создание дополнительных парковочных мест, которых в районе не хватает».
— Парковок уже полно! Вы лучше скажите, зачем расширять Ангарскую до уровня Партизанского проспекта и за счет этого сносить дома? — просил объяснений зал.
— Это делается для того, чтобы разгрузить Партизанский проспект, Ангарская будет дублирующей улицей, — говорила Марина Пивоварчик.
Люди все больше нервничали и просили выступить «народного заступника».
Депутат Валерий Курсевич взял-таки микрофон и сразу согласился с народом: «Вижу, что этот вопрос требует однозначного рассмотрения. Как гаражи, так и дома, которые сносят. Я сфотографирую эти подписи и схожу в Минскградо, разберусь что к чему. Это, поверьте, пойдет не по почте, а ногами».
В зале шептались, верили ему и не верили. По крайней мере, успокоились немного. Было видно, что люди уже накричались, высказали свою боль, и теперь готовы слушать и принимать какие-то решения. Но представители администрации расставили акценты: сегодня не общественное обсуждение, как думали в зале, а «рассмотрение коллективного обращения». После этих слов у него забрали микрофон. Молодой мужчина в черном пальто снова обратился к депутату и уже как будто лично ему начал рассказывать, как обсуждение прошло за спинами людей и что в зале собрались те, кто хочет жить на земле.
— Большинство живет в Северном с 1957 года и все это время люди платят налог на землю и недвижимость. Это значит, что мы уже много лет инвестируем в наш район, мы уже достаточно вложили сюда средств и поэтому хотим жить здесь. И мы — не быдло! — говорил молодой мужчина. — И давайте, люди, поблагодарим депутата, который решился прийти на это собрание, не струсил…
Так называемое «рассмотрение коллективного обращения», которое было организовано актовом зале школы, шло два часа. Закончилось оно именно тогда, когда люди поняли: ничего у них в этот раз не получится. Даже протокол не велся. Выручила всех Татьяна, которая предложила всем желающим оставить свои подписи. Вечером мы позвонили ей и узнали, что под «протестом» подписались пятьсот человек.
— Скажите, а дом по переулку Ангарскому, 57 подпадет под снос? — дождавшись, пока все разойдутся, спрашивал молодой человек у Марины Пивоварчик.
Марина Викторовна развернула план: не снесут. Парень заулыбался.
— И реконструкцию теперь дадут? — все еще не верил он в свое счастье.
— Да, — ответила Марина Викторовна.
— Ага, а потом как нас, через три года снесут, — сказала женщина, что стояла рядом и тоже рассматривала план реконструкции Северного поселка.