Белорусский руководитель навязывает Москве экономическую повестку дня накануне переговоров с Путиным.
Александр Лукашенко собрал сотню российских журналистов, чтобы пожаловаться на ухудшение отношений между Россией и Беларусью. Пресс-конференция проводится накануне встречи с Владимиром Путиным, запланированной на 22 ноября. "С глазу на глаз сядем и тихонько обсудим все концептуальные вопросы", - отметил Лукашенко.
Пожалуй, белорусский руководитель впервые публично признает, что в белорусско-российских отношениях больше негатива, нежели позитива.
"На российском рынке произошел серьезный обвал, и мы потеряли за 9 месяцев около $3 млрд. Значительно упал товарооборот. Единственное светлое пятно - это что в физических объемах (по экспорту) мы прирастаем", - отметил он. А российский рынок дает 50% белорусского товарооборота.
Сегодня Лукашенко обвинял Россию едва не во всех экономических проблемах Беларуси. Даже в маленьких зарплатах в Беларуси виновата Россия, поскольку покупает мало белорусских товаров, создала неравные условия на своем рынке для предприятий из Беларуси, продает Беларуси газ по более высоким ценам. Все эти, как сказал Лукашенко, "перекосы" и приводят к тому, что "нам приходится ужиматься по зарплате".
"Падение товарооборота на 30-40% в нашем Евразийском экономическом союзе говорит само за себя - это значит, что у нас немало проблем, и об этом говорят все президенты. И в ближайшее время, если мы не выработаем нормальный план выхода из этой ситуации, то, я боюсь, начнется некая дезинтеграция, что допустить ни в коем случае нельзя", - сказал он.
Вспомнил Лукашенко и об интересе россиян к белорусским промышленным предприятиям. Правда, через призму собственных интересов:
"У России есть интерес к некоторым промышленным предприятиям Беларуси, у меня есть интерес к добыче нефти в России. Давайте договоримся. Был такой вариант - давайте эти предприятия обменяем на акции "Башнефти". Не хотят", - рассказал Лукашенко.
"Россия предпочитает надеяться на свои силы"
Экономист Лев Марголин в комментарии БДГ подчеркнул, что Минск навязывает Москве экономическую повестку дня предстоящих переговоров. Однако даже в экомическом плане Россия имеет много претензий к союзнику.
- Вы расшифровали послание Лукашенко, адресованное Путину на пресс-конференции?
- За пять дней до встречи с Путиным Лукашенко перекинул все беды на плечи России - не на Запад же. И не признал, что он сам виноват. Практически у Лукашенко не осталось иного выхода. А заодно и послание отправил в Москву, чтобы подготовить российскую сторону ко встрече.
Виновата ли Россия в бедах Лукашенко? Все зависит от точки зрения – виновата на 100 процентов и абсолютно невиновна. Если исходить из парадигмы, которую выбрал Лукашенко более 20 лет назад, то конечно Россия виновата на 100%: как она могла допустить кризис! Но если рассуждать с точки зрения руководителя суверенной державы, то Лукашенко сделал свой выбор самостоятельно. Нельзя концентрироваться на отдельно взятой стране, какие бы выгоды она ни сулила. С точки зрения руководителя независимого государства выбор Лукашенко ничем не оправдан. Но белорусский руководитель выбрал другой путь и по-прежнему следует собственным курсом. Это все равно, что на проселочной дороге попасть в глубокую колею: попасть легко, а вот выбраться оттуда сложно. Хочешь не хочешь, приходится двигаться по колее туда-сюда, пытаясь выбраться.
- Можно ли определить повестку дня переговоров Путина и Лукашенко по сегодняшней пресс-конференции? Лукашенко намекал на то, что и союзное государство тормозит, что может начаться дезинтеграция в рамках ЕАЭС…
- Прозвучала такая легкая завуалированная угроза в адрес Москвы. Хотя в качестве примера назывался Кыргызстан, Лукашенко намекает: если ЕАЭС не будет выгоден всем участникам ЕАЭС, в том числе и Беларуси, может начаться дезинтеграция союза.
А повестка дня предстоящих переговоров очевидна: нефть и газ, кредиты и неурегулированные проблемы в рамках ЕАЭС.
- Белорусская сторона намерена выдвигать экономические вопросы, а какие проблемы поднимет Россия?
- Россия будет поднимать политические вопросы. Хотя Лукашенко очень не хотелось бы поднимать политические вопросы, о чем он и намекает: политических проблем между странами нет – мы проводим единый курс, а военно-политическое сотрудничество – самое передовое направление сотрудничества. Налицо явное желание направить переговоры в экономическое русло.
Думаю, и Россия может поддержать такой подход: в Кремле понимают, что лучше надеяться на собственные силы, а на не очень предсказуемого союзника. И размещение оружия в Калининградской области – яркое тому подтверждение.
Но и с экономической точки зрения России есть что предложить союзнику. Непонятно, насколько актуальны для России вопросы интеграции четырех белорусских предприятий, но в Беларуси существует много объектов, которые могут заинтересовать Москву.