История рыцаря, который должен вдохновлять наших футболистов.
В августе Белорусская федерация футбола представила новую форму национальной команды, а также представила первого в истории национальной команды маскота «Ваяра». Директор департамента маркетинга и развития АБФФ Владимир Бережков выражал надежду, что символ в виде рыцаря добавит сборной агрессии на поле, а болельщикам – страсти на трибунах.
На презентации руководители федерации говорили, что талисман будет еще дорабатываться. А доделывать надо было много, так как представленный рыцарь прилично отличался от утвержденного варианта. По словам дизайнера проекта Александра Красницкого, нужные доспехи к первому выходу в свет сделать попросту не успели и использовали готовые, взятые в одном из рыцарских клубов, – на них просто наклеили красные элементы, пишет «Трибуна».
– Я просто физически не успел все сделать за те две недели, которые у меня были, – рассказывает дизайнер. – Почему презентовали так? Говорил в федерации, что не стоит показывать неготовое, но там решили. Вообще, это хроническая болезнь нашей страны.
Дизайном Александр занимается с 2006 года. Сперва специализировался на разработке модных коллекций, сейчас придумывает промо-одежду на различные акции (к примеру, делал уникальное платье для «Кока Колы»). Есть в биографии Красницкого и футбольная страничка.
– В свое время, когда еще учился в начальной школе, занимался в СДЮШОР-4. Может, и стал бы футболистом, но во время одного матча выбил колено. С карьерой пришлось завязать, но иногда поигрываю с друзьями. Кроме того, давно болею за «Челси» и персонально за Фрэнка Лэмпарда. В прошлом году ездил в Нью-Йорк и попал на матч Лэмпарда в МЛС. Обалдел от организации! В Беларуси ходил на сборную, но последний раз был, когда команда играла еще на «Динамо».
Разработчиком маскота Александр стал отчасти случайно.
– На одном из культурных мероприятий встретил менеджера федерации по маркетингу Татьяну Калюжную, с которой пересекались еще во времена ее работы в хоккее. Татьяна сказала, что у АБФФ есть ко мне суперсрочное предложение – оперативно сделать талисман сборной и придумать его историю. Таня говорила что-то о бусле или какой-то другой птице, но эту идею отверг сразу. А когда увидел логотип «белыя крылы», понял, что маскот не должен быть плюшевой игрушкой. Орнамент же довольно жесткий, мужской. Поэтому и талисман должен быть мужским и мощным.
Стал мониторить, какие маскоты есть, и увидел, что они почти все плюшевые. Аналогов того, что надо мне, нет. Отталкиваться было не от чего, и я подвис. Включил фильм «Трансформеры», чтобы отдохнуть, и под влиянием внешнего вида роботов меня осенило. Понял, что хочу сделать технически и технологически сложного субъекта, который станет своеобразным защитником команды. «Крылы» же хорошо ассоциируются с защитой. Не зря говорят «взять под крыло». Еще хотел подчеркнуть, что это талисман сборной страны, где постоянно проходили войны. И рыцарь всплыл практически сразу. Причем такой, который будет не массовиком-затейником, а воодушевителем игроков.
Красницкий отмечает, что под влиянием блокбастера Майкла Бэя решил сделать маскоту светящуюся грудь, символизирующую биение сердца.
– Несколько позже спорил с одним работником федерации. Когда он увидел рыцаря, сказал: «А почему не женщина? Именно они должны подталкивать мужчин на свершения». И вообще говорил, что в таких вещах нужны только сиськи и секс! А все остальное не работает. Я с ним согласился, но понял, что моя идея правильная.
Второй этап работы – прорисовка. По словам дизайнера, начал он с набросков и прорисовки различных деталей. На рисунки от руки потратил день, а на 3D-моделирование около пяти часов.
– Эскизов 10 нарисовал, искал форму. Сначала хотел сделать рыцаря вдохновителем по типу Блэйда – парень в черном плаще, мощная грудь, рельефный торс. Но потом прикинул, что тогда он будет обычным супергероем, что никак не соотносится с философией.
– Долго потел над шлемом, так как не был уверен, что его смогут сделать. Фактически рисовал наобум. За основу брал спартанский шлем, куда внедрял элементы птичьего клюва.
Потом объединил все в один рисунок и получился вот такой рыцарь с акцентом на кирасу и шлем. «Белыя крылы» должны быть заметными. Сперва хотел сделать на латах углубления, залить сургучом и покрасить, но потом появилась идея вставить в углубления светодиодную ленту.
Крылья рисовал для пущего эффекта, хотя и понимал, что сделать их будет сложно. Хотя знаю, что сейчас федерация прорабатывает изготовление трансформирующихся крыльев. Будет, как в «Догме» – старом хорошем фильме.
Одет рыцарь тоже по-особенному. Александр хотел показать национальность маскота и облачил его в белорусский лен. Руки и ноги украшены кожаными элементами.
– Была еще мысль вложить в руку оружие, но после долгих раздумий отказался. Во-первых, Ваяр будет много времени проводить с детьми, а это опасно. А во-вторых, уйдет маскотность, и он станет обычным рыцарем. Талисман должен нести философию, а не меч.
Говоря об одежде, модельер затрагивает и дизайн формы сборной.
– В ней нет легкости. Из-за углов все смотрится очень грубо. Красная вставка с орнаментом похожа на кирпич. Мне в этом плане куда больше понравился вариант Ивана Айплатова. Пусть он и более агрессивный, но очень органично смотрится.
Следующим шагом создания маскота стал поиск тех, кто сможет выковать доспехи. Через рыцарский клуб «Гивойт» Красницкий вышел на кузнеца Глеба Кесслера, который занимается изготовлением доспехов уже 20 лет.
– Году в 95-м, я тогда еще учился в школе, попал на один концерт, где какие-то ребята показывали шоу викингов, – вспоминает кузнец. – Понравилось, познакомился с ними, и стал ходить в клуб «Копье». В ту пору рыцарское движение только зарождалось, и доспехи мало кто умел делать, и я решил ковать сам. Сперва для себя, а потом и на заказ.
Долгое время Кесслер совмещал кузнечное хобби с работой в офисе – после трудового дня приходил в кузницу и мастерил до ночи. Но в 2011-м решил расстаться с галстуком и стал заниматься только тем, что нравится – уехал в первоклассную кузницу в Москве и оттачивал там мастерство. Глеб говорит, что за три года жизни в России прокачал свой уровень так, как не прокачал за 10 лет до этого в Минске. Вернувшись в Беларусь, Кесслер открыл свою кузницу и стал ремесленником. Наковальни и некоторое оборудование покупал, где придется, а некоторые молоты даже перековывал из обычных молотков. Заниматься таким ремесленничеством не очень то и прибыльно, так как «наш народ любит, чтобы было богато, но не дорого». Впрочем, на жизнь и содержание семьи хватает. К примеру, бюджетный рыцарский доспех «потянет» примерно на тысячу долларов. Еще мастер работает реставратором по металлу в Национальном историческом музее.
– Доспехи для Ваяра ковать надо было из легкой нержавеющей стали, а ее у нас так просто не достать, – говорит Кесслер. – Точнее, можно, но только от 10 тонн. Мне же надо было всего листа два. Пришлось доставать через знакомых в «Белреставрации».
Первым делом взялся за нагрудник. Подогнал лекала под нужные размеры, нарисовал на бумаге в разных ракурсах и быстро выковал классическую кирасу. Но приехал Саша и сказал, что это не подходит. Ему, оказывается, был нужен нагрудник крылатых польских гусар. Пришлось переделывать, да еще и вписывать туда логотип. Повозился изрядно, так как надо было делать так, чтобы часть кирасы со светодиодными лампами снималась для работы с электрикой.
Со шлемом тоже не сразу попал. Сперва задумал купол из цельного куска металла без сварки, но не учел характер нержавейки. Перегрел чуть больше, чем нужно, ударил молотом – и пошла трещина. Тогда решил делать по классической системе – двухчастный со швом.
Полностью гарнитур кузнец сделал за неделю, потратив, кроме стали, баллон кислорода, половину баллона пропана и очень много абразивных материалов, необходимых для шлифовки. А еще «запорол» лист металла размером метр на 60 сантиметров. Впрочем, по словам мастера, это нормальные объемы отходов.
– Мне было интересно работать, – резюмирует Кесслер. – Кузнецы – люди творческие, а при реставрации надо четко следовать рисунку. Здесь же я включал фантазию, придумывал.
Как новый опыт рассматривал работу и дизайнер Красницкий, при этом считает, что гонорар за его работу вышел не самый адекватный.
– Насколько знаю, на все, связанное с созданием маскота, у АБФФ было выделено 4000 рублей, – говорит дизайнер. – За металл и работу отдал Глебу около 3000. После вычета различных издержек, мой гонорар получился рублей 600. Сумма не самая адекватная. К примеру, за два рабочих дня могу заработать 300 долларов. И при этом я не буду сильно напрягаться: придумаю и сошью три платья. Кстати, немного удивлен тем, что меня не представили на презентации как автора проекта. А еще почему-то ассоциация не выкупила у меня авторские права на героя. Впрочем, с правами у нас в стране беда.
Напоследок Александр признается, что хоть и является автором маскота, имя придумывал не он.
– Я видел имя более звучащим. В идеале оно должно здорово делиться на три мощных слога. Что-то типа «Гедымин» звучало бы очень классно. А Ваяр – это совсем мягко. Сочетание гласных «ая» не соотносится с воином. Не знаю почему, но мне все время хочется его Сваяком назвать.