В Минске состоялся матч памяти Александра Прокопенко.
Участники матча вспомнили для «Прессбола» несколько характерных историй про легендарного динамовца.
19 ноября — памятный день. 34 года назад, в 1982-м, минское "Динамо" победило на выезде московский "Спартак" (4:3) в заключительном туре чемпионата и впервые в истории стало чемпионом Советского Союза. В "золотой" команде феерил бобруйчанин Александр Прокопенко, наколотивший 11 голов в 31-м матче чемпионата. Игра минчан вызывала восторг не только у местных болельщиков. В Москве динамовцам аплодировали громче, чем своим. Легендарная команда Эдуарда Малофеева была достойна самых громких оваций.
Александр Прокопенко отдал "Динамо" 11 лет. "Отца постоянно куда-то звали. И в киевское "Динамо", и в тбилисское... А после какого-то международного матча, кажется, с португальцами, подходили менеджеры соперника. Спрашивали, за сколько можно купить такой "бриллиант Прокопенко". Ему отвечали, что советские футболисты не продаются", — вспоминает Дмитрий Прокопенко, сын заслуженного футболиста, автор и инициатор проекта "Народный футболист". Все собранные средства с "матча звезд" Дмитрий, на футболке которого шестой номер отца, планирует юстировать на выпуск книги и создание документального фильма. 16 ноября Прокопу, как его любя называют болельщики, исполнилось бы 63 года.
— Родные мои! — взял слово Эдуард Малофеев. — Сегодня день, когда на глаза наворачиваются слезы. Вы понимаете, в чем дело. Каждому человеку бог дает дар и способности. Дар и способности были даны и Саше Прокопенко. И он сполна исполнил свой долг!
Футбол для меня — это радовать болельщиков. Радовать любителей футбола! Потому что мы, как и врачи, просто обязаны перед болельщиками. Вы понимаете, в чем дело? Нам должно быть стыдно, если мы что-то не так делаем. На игру приходят не всегда обеспеченные люди. Они могут отдать последние деньги на билет. Поэтому игрокам должно быть стыдно, если они играют плохо.
Саша всегда, когда я работал вместе с ним, старался радовать болельщиков. Он жил футболом. Наверное, поэтому и играл прекрасно. Я испытываю восторг, что работал вместе с таким крепким человеком, полностью отдающимся футболу. И хочу обратиться к молодежи. Поверните глаза на Сашу. Поверните! И из вас могут вырасти прекрасные футболисты.
Поэт Игорь Пискун написал стихотворение "Народной легенде Прокопу!", которое было прочитано после эмоциональной речи Эдуарда Васильевича.
Спасибо тебе, легенда и кумир,
Что заставил в свой талант влюбиться.
Своей игрой ты покорил весь мир,
И пала не одна у твоих ног столица.
Игру на поле превращал в спектакли,
И за победу бился до последней капли.
Его удары приводили в трепет вратарей,
А в жизни человека не было добрей.
Чудо гол, все помнят до сих пор,
Как пяткой расстрелял в упор.
А как в экстаз вводил он стадионы...
Ведь для нас играл, а не за миллионы.
До футбола был всегда голодным,
Игре весь отдавался без остатка,
Поэтому и стал для всех народным
И самой неразгаданной загадкой!
***
"Не забывайте, играем для зрителей!" — напутствовал подопечных на красивый футбол Иван Савостиков. Он по-прежнему на тренерской бровке рядом с Малофеевым, а на поле — Загмантович, Сокол, Пудышев... Почтить память Прокопенко пришли не только партнеры по "золотому" составу, но и другие динамовцы — Курнев, Хацкевич, Гуренко, Павлюкович, Варивончик... Успел и Сергей Боровский, один из лидеров "Динамо"-82 и нынешний коуч клуба, чья команда только-только выиграла у "Ислочи".
В "Арт-Старз" много колоритных персон, имеющих успехи в спорте. Капитан Андрей Скороход помимо прочих талантов обладает способностью исполнять песню стоя на голове в течение пяти минут. Анатолий Длусский, лауреат конкурса "Шансонье-92"в Париже, в 2002-м был награжден дипломом федерации биатлона за моральную поддержку и большую работу по патриотическому воспитанию белорусской сборной. Сергей Минский в 1999-м завоевывал сердца меломанов на "Славянском базаре", а потом руководил отделом маркетинга ФК "Минск". Было в составе и несколько профессиональных в прошлом футболистов. Шевелюра Дмитрия Ровнейко выделялась на поле ничуть не меньше бритоголовости Андрея Лаврика.
- Для меня большая честь выступать на мероприятии в память, не побоюсь этого слова, великого футболиста. К сожалению, я не застал игру Прокопенко, потому что был слишком маленьким. Но потом видел фрагменты записи — этим нельзя не восхищаться. Люди, к которым я прислушивался, говорили, что Александр — великий футболист.
Два тайма по 35 минут победителя не выявили. Антон Василевский, чей отец Петр Василевский забил "Спартаку" в упомянутом матче 82-го, открыл счет на 53-й минуте. Спустя мгновение телеведущий Иван Михайлов сравнял счет. Серия пенальти стартовала забегом из центрального круга Юрия Пудышева, продолжилась отжиманиями на одной руке Длусского и закончилась досадным промахом Евгения Булки.
- Попасть в сборную Советского Союза, взять на Олимпиаде бронзовые медали, следом выиграть чемпионат СССР... Для этого нужно быть очень хорошим футболистом, — отвечает на вопрос о качествах Прокопенко Владимир Курнев. — Он приехал в "Динамо" простым парнем из Бобруйска. Практически минуя дублирующий состав, сразу попал в основу. Есть люди, которые по несколько лет играют за дубль, а он все сделал быстро. Легкий, воздушный, подвижный, неуловимый... Его не могли поймать защитники, был непредсказуемым.
Андрей Зыгмантович соглашается с Владимиром Борисовичем. И развивает мысль.
- Александр Прокопенко — какой он?
- Незаурядный человек и народный футболист. Он был любимцем зрителей. Своей игрой умел заводить болельщиков, что подкупало. А еще в каждом матче и даже тренировке полностью отдавался футболу. Им Саша болел, не мог жить без футбола. У него была очень хорошая реализация моментов, забил много решающих голов. Отличался с правой ноги, с левой, головой... Самоотдача — сумасшедшая. Как бы матч не складывался, он старался выиграть и порадовать зрителей. Забивал красиво.
- Киеву пяткой, например.
-Для меня в этом взятии нет ничего удивительного. Для него это было нормально. Он мог забивать разные мячи.
Некоторые считают, что Александр сравним с Пеле по таланту.
- Может быть, он и уступает по таланту, но по отношению к делу и работой со зрителями — определенно превосходит.
- Есть история про Прокопенко?
- Их много, но лучше спросите у Юрия Алексеевича. Он с ним отдыхал и так далее. Имею в виду в нормальном смысле слова. Могу только сказать, что Саша был своего рода учителем для всех молодых игроков, которые приходили в "Динамо". Показывал, как нужно было работать, готовиться к играми. Ну, и самое главное, была сумасшедшая самоотдача.
- Он народный герой — этим все сказано, — Юрий Пудышев. — И любитель миллионной армии болельщиков. Я им, Сашкой, горжусь.
- Расскажите пару историй.
- Для этого нужно выпить, а так только одна на уме. Как-то мы его выручили. Поехали в Ленинград. Саша приболел, но полетел с нами. Малофеев не поставил его в состав. И вот Эдуард Васильевич говорит "Если не выиграете у "Зенита", я отчислю Прокопенко из команды". А у Ленинграда хорошая команда была. Но мы старались. Миша Вергеенко, молодец, вытащил удар Вовы Казаченка в упор. Я говорю: "Мишаня, бросай скорей!" Он бросил, красавец, быстрый проход, удар — гол. Потом снова удар — гол. В первом случае Гурик (Игорь Гуринович, — прим.), во втором — Жора Кондратьев. Малофеев после матча заходит в раздевалку и говорит: "Я вас не с победой поздравлять буду. Сегодня вы спасли своего друга!" После игры Саша летит, слезы по щекам катятся: "Ребята, спасибо!" А потом он забивает пяткой Киеву.
- Передача классная была.
- Да? Ну, поскромнее надо быть. Ладно, слушай еще одну, которую мне рассказывали.
- После того, как выиграли чемпионат, команда поехала на поезде в Минск. Я остался в Москве. Утром вся платформа была забита. Болельщики радостные, ждут ребят. И вот приходит поезд, из него выходит какая-то бабулька. Кто-то и толпы крикнул: "Так это же Прокоп!" Бабушку — на руки, давай качать! Та чуть не родила. Оказалось, команда приехала на другом поезде, чуть позже.
А после чемпионства поехали в Америку. Саша ведь из Бобруйска, а там его земляков выше крыши. В общем, пропал парень. Руководство клуба в панике: где Прокопенко? Построили меня, как капитана, Малофеева, как тренера, и Гарая, как начальника. "Час вам на то, чтобы найти Прокопенко!" Малофеев ко мне: "Юрик, я его в Минске днями не могу найти, а тут всего час". Я ответил: "Вернется". Смотрим, эмигранты везут. А тот тащит магнитофон, часы какие-то огромные. Руководство от радости расцеловало Прокопенко так, как Гагарина целовали.
В общем, взяли Сашку за руку и никуда больше не отпускали