Референдум 1996 года уничтожил реальные механизмы законной смены и трансформации власти.
Об этом заявил председатель Белорусской партии левых «Справедливый мир», депутат Верховного Совета 13-го созыва Сергей Калякин 21 ноября в Минске на заседании экспертного клуба, приуроченном к 20-летию проведения республиканского референдума, передает naviny.by.
Референдум 24 ноября 1996 года был проведен по инициативе Лукашенко. По его итогам были внесены изменения в Конституцию, которые помимо прочего продлили срок президентских полномочий Лукашенко на два с половиной года. Результаты референдума не были признаны мировым сообществом, Евросоюзом, США, ОБСЕ и другими авторитетными международными структурами.
«Когда народ отказывает власти в управлении, она через выборы может произвести свою смену, трансформации. В результате референдума этот механизм был ликвидирован. И это очень опасно для Беларуси», — подчеркнул Калякин.
По его словам, если и дальше в Беларуси не будет хотя бы относительно свободных и справедливых выборов, то «в стране произойдет без нашего с вами желания очередная неконституционная революция, которая сметет этот строй». «Потому что механизмов нормальной смены власти не существует. Ситуация заходит в тупик, выход из которого невозможен без какой-то взрывной ситуации», — подчеркнул политик.
Калякин также считает, что на референдуме 1996 года впервые состоялась широкомасштабная фальсификация итогов голосования. Во-первых, отметил он, впервые было очень значимое досрочное голосование — 15%. «К примеру, на референдуме 1995 года досрочно проголосовало 3% избирателей, на парламентских выборах этого же года — 2,5%. К 18 часам на референдуме проголосовало 60% избирателей. Если кто помнит погоду, была слякоть, темные улицы, пустые участки, и вдруг 25%, полтора миллиона человек голосуют после 18 часов. Это был однозначный вброс бюллетеней», — подчеркнул политик.
Калякин напомнил данные Центризбиркома, согласно которым на референдуме за проект Конституции, предложенный Лукашенко, проголосовало 5,2 млн человек. «В то же время можно вспомнить, что 10 июля 1994 года, когда был пик популярности Лукашенко, за него на выборах проголосовало 4,2 млн человек. Мы понимаем, что проект Конституции никто не читал, голосовали за и против Лукашенко. И считать, что за 2,5 года (когда увеличилось число его противников, что показали итоги парламентских выборов 1995 года) вдруг на один миллион человек больше голосуют за него, было бы неправильно», — считает Калякин.
«Я не говорю, что Лукашенко в 1996 году проиграл, но не 85% избирателей тогда проголосовало. Были масштабные фальсификации, которые начались тогда и продолжаются сейчас», — добавил председатель партии «Справедливый мир».