История карьерного взлета Алексея Шпилевского.
«РБ Лейпциг», созданный компанией «Ред Булл» в 2009 году, шумит в Бундеслиге. Абсолютный дебютант турнира, выступавший в пятом футбольном дивизионе семь лет назад, в нынешнем сезоне еще не проиграл ни одного матча. После 11 туров «быки» лидируют в чемпионате Германии – ни один новичок не показывал столь резвого старта в Германии, пишет tribuna.com.
Денежный мешок или новый «Лестер»? Знакомство с «быками» из Лейпцига
Свой выход в высший свет «РБ Лейпциг» готовил очень тщательно. Спортивный директор Ральф Рангник в последние годы выстраивал систему детско-юношеских команд клуба. При клубе функционирует один из самых современных тренировочных центров в Германии. Ежегодно на содержание академии руководство «быков» тратит порядка 35 миллионов евро, а с детьми работают только лучшие специалисты. Среди них – белорус Алексей Шпилевский, который, правда, очень редко бывает на родине.
– Последний раз был в Беларуси в июне на свадьбе Егора Филипенко. Кстати, Егор и Миша Сиваков часто шутят: «Станешь главным в «Ред Булле» – сразу зови нас»:) Правда, я еще подумаю, брать их или нет. Увы, нечасто получается вырываться в Минск из Германии. Вот планирую приехать на новогодние праздники. В Беларуси живут друзья и родственники. Порой скучаю по родине, но в Германии у меня очень много работы, – рассказывает Алексей.
Сын известного агента (его отец Николай Шпилевский долгое время был менеджером Александра Глеба) в свое время считался перспективным опорным полузащитником: играл в юношеских командах «Штутгарта», а в 2005 году в составе сборной Беларуси U-17 квалифицировался в финальную часть чемпионата Европы. Кроме Шпилевского в команде Петра Михеева играли Егор Филипенко, Станислав Драгун, Дмитрий Рекиш, Михаил Сиваков и другие. Однако незадолго до старта турнира в Италии Алексей серьезно травмировал спину.
– Это произошло на предматчевой тренировке на восьмой день предсезонных сборов юношеской команды «Штутгарта». Я играл на позиции опорного полузащитника, пошел в борьбу с нападающим и почувствовал, что в спине что-то разорвалось. Было очень больно. Упал и просто не смог подняться. Сразу понял, случилось что-то серьезное, – вспоминает Шпилевский.
Травма действительно оказалось очень серьезной. Из-за нее игровая карьера футболиста завершилась, толком не начавшись. У Алексея обнаружились межпозвоночные грыжи.
– Было очень обидно, что это случилось перед финальным турниром чемпионата Европы U-17, ведь до этого в моей карьере не было серьезных травм. Поехал на Евро, но пришлось играть на уколах и обезболивающих таблетках. Из-за этого не смог проявить себя с лучшей стороны. Можно сказать, не играл, а мучился, – говорит Шпилевский. – Боли не утихали, в итоге за два года объездил почти все клиники Германии, чтобы залечить спину, но ничего не помогало. Психика была нарушена настолько, что просто не мог находиться в тренажерных залах и работать с физиотерапевтами. Посоветовавшись с родителями, все-таки решил, что для моего здоровья и дальнейшей жизни будет лучше закончить с футболом и попробовать себя в другой сфере.
Далеко от футбола Алексей не ушел. Молодой человек решил стать тренером, начав заниматься с детьми.
– Окончил гимназию и пошел учиться в университет на специальность «спортивный менеджмент», параллельно получая тренерские лицензии. Уже в 21 год у меня появилась лицензия категории «А». Наверное, на тот момент я был самым молодым тренером в Германии, получившим ее в таком раннем возрасте, – рассказывает Шпилевский. – Во время учебы параллельно работал с детьми в структуре «Штутгарта». Начинал помощником главного тренера команды U-13. Потом стал главный тренером ребят U-12.
Молодой специалист очень хотел развиваться и благодаря связям отца ездил на стажировки в лучшие академии мира. Удалось Алексею понаблюдать и за работой академии «Барселоны».
– Это случилось, когда в Каталонии играл Александра Глеб. Провел неделю на их базе. Наблюдал за занятиями команд местной академии, начиная от самых маленьких возрастов и заканчивая занятиями основой команды, – говорит тренер. – Попасть на их клубную базу нелегко, все-таки туда пускают далеко не всех. Самое большое отличие от наших тренировок то, что в «Барселоне» много внимания уделяется индивидуальной технике и максимальному сохранению мяча.
Работал бы Шпилевский с детишками в «Штутгарте», если бы в 2013 году боссы «РБ Лейпциг» не переманили в структуру клуба из третьей Бундеслиги руководство академии «швабов» во главе с Ральфом Рангником. Алексей решил последовать за шефом и сменил место работы.
– Мне предложили должность детского тренера в «РБ Лейпциг». Я согласился, ведь у клуба были очень амбициозные цели: через пять-шесть лет пробиться в Бундеслигу. Выполнить задачу получилось еще раньше, – объясняет специалист, почему у него нет поводов для переживаний. – Переезжать из Штутгарта в Лейпциг было нестрашно, все-таки туда переходило все руководство «швабов». Было понятно, что в «Штутгарте» многое изменится: придут новые тренеры, руководители, которые не имеют особого опыта работы на таком уровне. Думаю, что лучше, чем при прежнем руководстве, в академии «Штутгарта» быть просто не могло. Пусть тогда «Лейпциг» выступал в третьей Бундеслиге, но в клуб пришли очень профессиональные руководители. Даже не задумывался над переездом.
Рангник принялся выстраивать клубную структуру в Лейпциге. Его главной задачей на начальном этапе было собрать квалифицированных специалистов: тренера по физподготовке, врача, физиотерапевта, главу юношеского футбола. Эти люди, в свою очередь, приглашали таких же профессионалов. На новом месте Шпилевский продолжил заниматься работой, которую выполнял в «Штутгарте».
– На первых порах в «РБ Лейпциг» я работал с тринадцатилетними ребятами. Затем год возглавлял команду четырнадцатилетних. С этого сезона работаю с командой U-16, – рассказывает наставник. – Конечно, здесь есть своя специфика. Когда работаешь с мальчишками 12-14-ти лет, то понимаешь, что это еще дети. В 16 лет практически все ребята находятся на контрактах и уже выступают за национальные сборные. В этом возрасте уже нужно проводить углубленные индивидуальные и командные видеоанализы, готовить команду тактически, хотя игровая философия «Лейпциг» одна для всех команд академии, начиная от U-8.
Едва ли не с момента создания «РБ Лейпциг» был главным адресатом фанатской ненависти, равной которой по масштабу в Германии еще не было. Вы вряд ли найдете еще хотя бы один подобный случай, когда против одного клуба так ополчились все остальные. Логику ненавистников такая: мол, команда, о которой еще вчера никто не знал, благодаря свалившимся с неба деньгам громит всех подряд.
– У «РБ Лейпциг» хватает завистников. Такое положение вещей вполне объяснимо, потому что «Ред Булл» – достаточно серьезный спонсор. Правда, каких-то очень дорогих игроков в главной команде нет, – делится 28-летний специалист взглядом на ситуацию. – Клуб не платит футболистам громадных зарплат, как это делают в «Манчестер Сити», «Челси» или «Барселоне». Люди видят в клубе будущее, поэтому имидж «Лейпцига» сильно изменился. Все-таки футбол, который показывает «РБ», привлекает. Это очевидно. Многие хотят приехать на стажировку в нашу школу, но только единицы получают такую возможность.
В академию боссы «РБ Лейпциг» вложили огромные деньги и требуют от детских тренеров отдачи. Какова эта отдача – такая информация держится в секрете.
– От шестнадцатилетних ребят уже требуется показывать высокий результат. С командой U-16 мы играем во второй Бундеслиге, потому что в первой выступают наши ребята U-17. Они идут на втором месте. Сейчас мои подопечные играют против ребят, которые на год старше, – говорит Шпилевский. – Наша основная задача – подготовить как можно больше индивидуально сильных игроков, чтобы в их сознании отложилась наша философия, ведь на первых порах понять наши требования нелегко, потому что игра «Лейпцига» требует работы на максимальной скорости и очень быстрого мышления. Кроме спортивных результатов важно количество футболистов, которые играют в сборных. На данный момент в моей команде шесть таких игроков. Три года назад в клубе не было ни одного сборника. Сейчас 46 футболистов академии «Ред Булла» выступают за сборные Германии, Боснии, Польши…
Раз в три дня мы проводим беседы с тренерами команд U-17, U-19 и U-23. На них обсуждаются матчи, которые состоялись на выходных. Думаем над ошибками, планируем тренировочный процесс. Каждый месяц Ральф Рангник проводит симпозиумы для всех команд академии, на них обсуждаются новые тенденции развития клуба.
Попасть в клубную структуру непросто. Желающие обучаться проходят серьезный отбор.
– «РБ Лейпциг» следит за игроками с потенциалом, начиная с ребят U-8. Приглашаем к себе футболистов со всей Германии, начиная с 13-14 лет. Они живут в спортивных интернатах на клубной базе. Иногородние ребята до 15 лет живут в гостевых семьях. Шестнадцатилетние игроки съезжаются со всей Германии и живут в основной академии клуба, которая считается одной из лучших в Европе, – рассказывает о принципах работы клуба Алексей. – Понятно, хорошая инфраструктура привлекает многих игроков. Наши скауты ездят по всей Европе в поисках молодых талантов. У нас есть система, по которой работает скаутская служба. Подписывать ли молодого игрока – этот вопрос решают не только тренеры, но и спортивный директора, в том числе Ральф Рангник. Ведь это подписание не на один год, а на более длительный срок. Мы готовим игроков для первой команды, которые в перспективе должны принести ей пользу и заинтересовать другие европейский клубы.
Увы, попасть в клубную академию «РБ Лейпциг» юношам из бывшего СССР практически нереально. Хотя в прошлом году в основную команду клуба за 800 тысяч евро был куплен 18-летний хавбек «Зенит-2» Дмитрий Скопинцев. Правда, закрепиться во второй Бундеслиге он не сумел и перебрался в «Ростов».
– Белорусским и русским футболистам можно играть в Германии лишь с 18 лет, потому что у них нет паспорта страны ЕС. Признаться, в Германии столько своих молодых футболистов, что заиграть здесь может только настоящий уникум, который будет превосходить европейцев. Это одно из основных правил «РБ Лейпциг», – констатирует Шпилевский.
Пока Алексей связывает свое будущее только с амбициозным проектом компании «Ред Булл». В планах – получить категорию «Pro», а дальше…
– Уже года три хочу получить тренерскую категорию «Pro» в Германии, но для этого нужно минимум год отработать главным тренером команды Бундеслиги U-17 или U-19. Мне предлагали получить эту тренерскую лицензию за границей, но мне хочется окончить курсы именно в Германии. Здесь одна из ведущих школ Европы, – делится планами Алексей. – Возглавить клуб Бундеслиги? Конечно, этого хочет любой тренер. В какой бы сфере ты не работал, нужно мечтать и делать все, чтобы добиться максимальных результатов. В Бундеслиге очень высокая конкуренция среди тренеров, поэтому не стоит что-то загадывать. Каждый день стараюсь развиваться: читаю книги, слежу за другими тренерами, общаюсь, прохожу стажировки. В общем, живу профессией, посмотрим, что будет дальше.