Белорусская «нефтянка» истощила свой потенциал.
Председатель концерна «Белнефтехим» Игорь Ляшенко в интервью газете «Республика» 15 ноября привел убедительные аргументы в пользу необходимости повышения цен на автомобильное топливо. Правительство, тем не менее, не торопится это делать. Почему?
К повышению цен на автомобильное топливо подталкивает реализация в России в 2015-2018 гг. «налогового маневра». Суть его – в увеличении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при одновременном снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. В результате внутрироссийские цены на нефть будут постепенно приближаться к мировым.
Из-за «налогового маневра» российская нефть для белорусских НПЗ в 2015-2016 гг. уже подорожала на фоне мирового падения цен на нефть. По данным «Белнефтехима», при мировых котировках нефти USD 50 за баррель цена нефти для Беларуси увеличилась на USD 21 за тонну. В 2017 г. произойдет дальнейший рост цены: при мировых котировках нефти марки Urals USD 50 за баррель цена нефти для Беларуси увеличится еще на 8-9%.
При этом «Белнефтехим» обращает внимание на ухудшение конъюнктуры мирового нефтяного рынка. По этой причине цена экспортной корзины нефтепродуктов снизилась в большей степени, чем котировки на нефть. А это означает, что нефтяники не могут поддерживать низкий уровень цен на внутреннем рынке за счет экспортных продаж.
Еще одно веское обстоятельство, которое подорвало экономику отечественных НПЗ: с марта 2016 года увеличились акцизы на нефтепродукты, которые заводы платят в бюджет. В результате «Нафтан» из-за высокого акциза потерял за март-сентябрь 2016 г около USD 48 млн.
При этом девальвация белорусского рубля помогла снизить стоимость белорусских нефтепродуктов. Если 1 июля 2015 г. один литр бензина АИ-92 на белорусском рынке стоил в долларовом эквиваленте USD 0,72, то 10 ноября 2016 г его цена упала до USD 0,58. «Получается, что цена на нефть для НПЗ в валюте выросла, а цены на АЗС в валютном эквиваленте снизились», – резюмирует глава «Белнефтехима».
Наконец, проблемы с поставками российской нефти, начавшиеся со второго полугодия 2016 года, усугубили финансовые проблемы белорусских НПЗ.
Цены заморозили почти на 2 года
Ранее правительство всегда находило способ, как помочь нефтепереработчикам – в сходных ситуациях оно просто повышало цены на моторное топливо. Например, в 2013 г. концерн «Белнефтехим» 5 раз повышал цены, в 2014 г. – 4 раза. А в 2015 г. розничные цены на бензины в Беларуси повышались только один раз – с 13 января:
тогда они были повышены в среднем на 4,7%. Хотя это повышение было, скорее, компенсацией НПЗ за издержки в 2014 г. С 13 января 2015 г. и до сегодняшнего дня ценники на автомобильное топливо в Беларуси не менялись, невзирая на лоббинг со стороны НПЗ и отраслевого концерна.
В прежние годы серьезным мотивом для повышения цен на моторное топливо «Белнефтехим» называл необходимость частичной компенсации повышения акцизного налога. В 2015 г. этот аргумент утратил силу.
В прошлом году акцизы на автомобильное топливо не только не повышались, но напротив, были снижены. С начала 2015 г. правительство снизило акцизы на нефтепродукты сразу на 22%: ставки акцизов на автомобильный бензин – на 11,3%, на дизельное и судовое топливо – на 34,1%.
Таким образом правительство попыталось смягчить для национальных нефтепереработчиков эффект «налогового маневра» и одновременно стимулировать программы модернизации белорусских НПЗ. Перед заводами была поставлена задача форсировать основные этапы модернизации, чтобы они смогли побыстрее повысить глубину переработки нефти с 70-73% до 90% и таким образом увеличить прибыль от продажи топлива. В частности, правительство обязало «Нафтан» завершить утвержденную программу модернизации в 2016 г., Мозырский НПЗ – в 2017 г.
Правда, в 2015 г. одновременно со снижением акциза на автомобильное топливо правительство хотело повысить цены на бензин и дизтопливо в среднем на 10%. Однако это предложение не прошло: Лукашенко запретил повышать ценники на атозаправках.
Также в начале 2015 г. Минфин в поисках источников пополнения бюджета предлагал повысить акцизы на нефтепродукты примерно на 20%, но правительство, памятуя установку А. Лукашенко не повышать цены на топливо, это предложение не поддержало. Оно также не поддержало и поступившее в феврале 2015 г. предложение «Белнефтехима» повысить цены на автомобильное топливо примерно на 500 рублей за литр, чтобы поправить финансовое положение НПЗ.
Акцизы повысить можно, цены – нельзя
В 2016 г. повышать акцизы на моторное топливо в Беларуси первоначально не предполагалось. По крайней мере, проекты бюджетных документов не предусматривали повышения ставок акцизов на автотопливо. Что в принципе было логично, учитывая негативные тенденции на нефтяном рынке и острую потребность НПЗ в деньгах для скорейшего завершения ключевых этапов модернизации. Однако при верстке бюджета-2016 интересами нефтяников правительству пришлось пожертвовать.
В результате ставки акцизов на автомобильное топливо с марта 2016 г. были повышены на 50%. Предварительно этот вопрос в конце февраля обсуждался на совещании по вопросам налоговой и акцизной политики с участием Лукашенко. По его итогам президент заявил, что он не против повышения акцизов на топливо, но при условии, что это не должно коснуться населения.
Правда, в феврале 2016 г. ситуация на НПЗ не была столь проблемной, как сейчас. Белорусские НПЗ завершили 2015 год с неплохими результатами (в том числе и благодаря снижению акцизов): Мозырский НПЗ заработал чистую прибыль в объеме около USD 221 млн, «Нафтан» – около USD6,4 млн.
Отметим, что в 2015 году на белорусском рынке было зафиксировано рекордное падение продаж автомобильного топлива. В целом продажи снизилась примерно на 20%, а на приграничных автозаправках – на 25-30%.. На это повлияли как внутренние причины, обусловленные снижением промышленного производства и грузоперевозок, так и внешние, в частности – сокращение транзита через Беларусь из-за российского продуктового эмбарго в ответ на европейские санкции.
К тому же в прошлом году из-за резкой девальвации российского рубля обозначился диспаритет цен на автомобильное топливо в России и Беларуси. А поскольку в Беларуси ценники заморозили, то российские компании увеличили поставки своего топлива на белорусские АЗС (в 2015 г. в Беларусь из России было поставлено 1,627 млн тонн нефтепродуктов – в 4,3 раза больше, чем годом ранее).
Наконец, в прошлом году впервые за долгое время внутренний рынок автомобильного топлива оказался более прибыльным, чем экспортный. Это подстегнуло конкуренцию за потребителя, что также стало сдерживающим фактором роста ценников на белорусских АЗС.
Планы модернизации НПЗ пришлось корректировать
В 2016 г. ситуация в нефтеперерабатывающей отрасли заметно ухудшилась. По данным «Белнефтехима», за 9 месяцев предприятия отрасли снизили экспорт товаров на 33% в сравнении с аналогичным периодом 2015 г. – до USD 4,8 млрд. Среди основных причин снижения объемов экспорта концерн называет низкий уровень цен на нефть и продукты ее переработки на мировом рынке, падение цен на основные товары химической отрасли, а также ограничение объема поставок нефти из РФ.
В III квартале 2016 г. на белорусские НПЗ было поставлено лишь 3,5 млн тонн российской нефти вместо запланированных 6 млн тонн. Объем переработки нефти в Беларуси за январь-сентябрь 2016 г. снизился на 11% и составил 15,4 млн тонн. Белорусские НПЗ снизили производство автомобильных бензинов на 4,7% в сравнении с аналогичным периодом 2015 г. – до 2,910 млн тонн, производство дизельного топлива (включая биодизельное топливо) – на 10,6%, до 5,554 млн.
В этом году концерн «Белнефтехим» неоднократно выходил с предложениями в правительство повысить цены на моторное топливо. Однако они так и не были приняты. В феврале 2016 г. Лукашенко запретил повышать цены на бензин и топливо при низких ценах на нефть: «Уже народ задает вопросы: у нас цены как были при USD100 за баррель, так и остались. А нефть упала в четыре раза».
Между тем из-за резкого ухудшения условий переработки нефти правительство Беларуси было вынуждено перенести сроки завершения некоторых инвестпроектов на «Нафтане» на 2017-2018 гг. Раньше правительство обещало поддержать НПЗ с реализацией программ модернизации, но денег в бюджете не нашлось. Поэтому, надо полагать, новые ценники на АЗС – вопрос времени. Вероятно, правительство оттягивает принятие этого решения, чтобы не подстегнуть инфляцию и не нанести «удар» по макроэкономической стабильности – главном его достижении в нынешнем году.
По данным «Белнефтехима», розничные цены на автомобильное топливо в Беларуси сейчас ниже, чем в сопредельных странах, за исключением России. Например, розничная цена дизельного топлива в Литве, Латвии и Польше в 1,7-1,8 раза выше белорусской, в Украине – в 1,2 раза. Автобензин АИ-95 в Литве дороже в 2 раза, чем в Беларуси, в Латвии и Польше – в 1,9 раза, в Украине – в 1,4 раза. Бензин АИ-95 в Беларуси стоит столько же, как в РФ.
Как следствие, темпы поставок российского моторного топлива в Беларусь снизились по сравнению с прошлым годом. В Беларусь за 8 месяцев 2016 года было поставлено из РФ 982,5 тыс. тонн нефтепродуктов (на 26,9% больше, чем в январе-августе 2015 г) – на USDUSD 303,8822 млн (+20,4%, или + USD51,458 млн).
Для справки
Всего за январь-сентябрь 2016 г. в Беларуси было продано 640,233 тыс. тонн автомобильного бензина, в том числе 527,344 тыс. тонн (82,4% от общего объема реализации) – отечественного производства. Дизельного топлива за этот период было реализовано 400,239 тыс. тонн, в том числе отечественного производства – 275,77 тыс. тонн (68,9%). Доля продажи моторного топлива отечественного производства на внутреннем рынке Беларуси за 9 месяцев 2016 г. в денежном выражении составила 77,3%.
Татьяна Маненок, «Наше мнение»