Диктатор может тешить себя и телезрителей байками об «успехах», но тогда очень скоро придется сказать: «Здравствуй, Гондурас!».
Практически все основные тезисы ответов Лукашенко на пресс-конференции для российских журналистов вызывают, мягко говоря, недоумение.
Тезис о зарплате. Обоснование более низкой стоимостью жизни не выдерживает критики. Ну что с того, что стоимость услуг ЖКХ в Беларуси существенно ниже, чем в России. Так ведь себестоимость этих услуг наверняка сравнима: техническое состояние, производительность - все схоже. И энергоносители там дешевле. Значит, цены в жировках определяются дотациями. Деньги на которые либо выкачиваются из экономики, либо просто идут в счет долгов. А тут и экономика в кризисе, выкачивать уже нечего, и кредиторы требуют стоимость услуг повысить до уровня себестоимости.
Стоимость продуктов питания. Лукашенко утверждал, что их высокая стоимость - следствие защиты рынка. Чтобы не вывозили. Но если бы это было так - пищевая промышленность и село у нас были бы суперрентабельны. Однако и это не так. Мясокомбинаты, например, среди лидеров по убыткам. Другое дело, что закупочные цены на продукты у нас намного ниже, чем в России. А те же продукты на полках магазинов - намного дороже. Так что одной рукой государство у нас помогает селу (деньгами, топливом, техникой), а другой - через монопольно низкие закупочные цены отбирает у них заработанное.
А вот где оседает разница, не совсем понятно. Похоже, идет на содержание вертикали. Во всяком случае по молоку основная часть разницы оседает на молочных заводах. Которые, как правило, уже приватизированы, полностью или частично. И в их акционерах местные руководители представлены весьма широко.
Все эти пассажи, скорее всего, призваны подвести идейную базу под выполнение требований кредиторов о повышении стоимости услуг в ЖКХ. И тут Лукашенко, похоже, снова вернулся к идее параллельного повышения зарплат и стоимости услуг ЖКХ. Снова заговорил о зарплате «по 500». Правда, оговорился о необходимости поднимать производительность труда.
И сама идея «по 500», и идея покрыть за счет повышения зарплат рост стоимости услуг ЖКХ критики не выдерживают. Сегодня рост числа убыточных предприятий, снижение стоимости нашего экспорта повысить зарплаты не позволят. Рост производительности труда в XXIв. определяется не указами, а инвестициями в новое оборудование. Однако денег на инвестиции в стране нет, в ближайшие годы правительство планирует продолжать жесткую (пусть и умеренно жесткую) кредитно-денежную политику. А это означает - не будет ни достаточных инвестиций, ни роста производительности труда, ни оснований для роста зарплат.
Правда, еще далеко не исчерпан путь повышения зарплат через сокращение на предприятиях лишней численности. Однако, по данным Минтруда, ее-то осталось 5-6%. Чтобы вытянуть «по 500» явно недостаточно, а вот головную боль властям безработные квартиросъемщики создадут немалую.
Так что выполнять требования кредиторов по снижению дотаций ЖКХ возможно только за счет снижения уровня жизни населения. И дальше увеличивая разрыв в этом уровне и с Россией, и с Польшей. Мало что не хочется, нас в этом вопросе уже не спрашивают.
Не свидетельствует о понимании Лукашенко уровня проблем и его заявление, что основная масса белорусов работает в России в белорусских же строительных организациях, выполняющих там подрядные работы. Думаю, что это 1-2% от уехавших на заработки. Кроме строителей (работающих, естественно, без оформления в Беларуси), имеет место отток в Россию и квалифицированного персонала с предприятий, врачей и младшего медперсонала, даже учителей.
Мы быстро теряем свое основное конкурентное преимущество в мировом разделении труда - человеческий капитал. И закрывать на это глаза по меньшей мере недальновидно.
Ну, и апофеоз. Лукашенко заявил, что неспособность вернуть экономику на траекторию роста вызывает у него «раздражение». И только? А что, экономика должна расти только по указам и постановлениям? Без реформ, без внутренних накоплений? С чего это?
В этой структуре, с этой моделью управления экономика расти уже не будет никогда. Поскольку внутренние источники ее роста в предыдущие годы (проедание советского наследства и наличие большого ненасыщенного российского рынка) уже исчерпаны. А модернизацию экономики за тучные годы провести не удосужились. Оказавшись в положении стрекозы перед муравьем из известной крыловской басни.
А что касается внешних источников… Например, Эрдоган привез в Минск аж 250 предпринимателей. Лукашенко сказал: «Договаривайтесь!». И сразу вспомнилось, как Ford привозил в свое время 40 своих субпоставщиков, готовых помочь освоить в Минске аналогичные производства. Не освоили ничего: разница и в техническом уровне, и в организации производства оказалась слишком большой. С тех пор она только увеличивалась. Без существенной реорганизации имеющихся производств и турки ничего не освоят. Никто за нас модернизацию нашей экономики проводить не будет.
Можно прятать голову в песок, живя воспоминаниями об успехах -2000-х. Можно ссылаться на мировой кризис и рецессию в России. Можно прятаться за «волю народа», явно не готового жертвовать чем-либо ради потребностей государства. Только ведь время уходит. И с каждым днем сумма, которую придется собрать с населения, чтобы экономика могла расти, только увеличивается. И уже скоро станет неподъемной. И тогда - здравствуй, Гондурас!
Александр Обухович, «Белгазета»