Пять часов продолжались переговоры Александра Лукашенко с Владимиром Путиным в Кремле, однако о их результатах почти ничего неизвестно. Скорее всего, Минску не удалось добиться значимых уступок от Москвы и его поставили перед тяжелым выбором, считают эксперты.
5-часовые переговоры, декларации и молчание
22 ноября Александр Лукашенко отправился в Москву с рабочим визитом. Там он собирался поздравить с 70-летием патриарха Кирилла и поговорить с российским коллегой.
Переговоры Путина и Лукашенко, очевидно, были достаточно сложные, так как, по официальной информации, они продлились пять часов. Однако, что происходило за закрытыми дверями, практически неизвестно: просочились лишь декларативные заявления.
Александр Лукашенко в начале встречи подчеркнул, что Беларусь и Россия в условиях мировых кризисов вынуждены совместно оперативно реагировать на них. «Мы не изолированы от этого. Есть оперативные вопросы, которые мы должны быстро решать, – цитирует официального лидера Беларуси его пресс-служба. – Думаю, мы оговорим эти вопросы, которые время от времени возникают, и, как всегда, примем самое точное решение».
По данным пресс-службы Кремля, глава Беларуси даже поблагодарил российского коллегу за возможность приехать в Москву: «Еще раз благодарю Вас за возможность сегодня побывать здесь, в Кремле, и обсудить наше насущное».
В свою очередь Владимир Путин подчеркнул важность торгово-экономического сотрудничества двух стран. Он признал небольшое, по его словам, снижение белорусско-российского товарооборота. «Но исходим из того, что это все явления временные», – цитирует главу России его пресс-служба.
Путин даже сказал, что главное не эти проценты, а то, что «создан механизм воспроизводства объема наших торгово-экономических связей, и их диверсификации». Говорит, что с помощью созданных институтов «мы не только в состоянии всё это восстановить, но и, безусловно, двигаться дальше».
Глава России подчеркнул, что всё в двусторонних отношениях продолжается: взаимные инвестиции, расширение кооперации, в том числе в сфере машиностроения, сельхозмашиностроения. «Все это предпосылки для того, чтобы двигаться дальше», — добавил Путин.
Кстати, он подчеркнул, что встречается с белорусским коллегой потому, что случился юбилей «нашего Патриарха», но они «любую возможность» используют «для деловых дискуссий, для обсуждения наших текущих дел и планов на ближайшую перспективу».
Москва выжимает из Минска пакетное соглашение
«Опыт предыдущих встреч показывает, что если удавалось выжать из Москвы более-менее значительные уступки, об этом сообщается практически сразу», — прокомментировал БДГ результаты переговоров политический обозреватель Александр Класковский.
А в этой ситуации, пояснил он, «второй день висит тягостное молчание и вызывает иронию, как государственные СМИ пытаются закрыть информационный вакуум: итоговое сообщение БелТА было составлено из пересказа как поздравляли патриарха Кирилла».
«Владимир Путин, если пользоваться современным сленгом, «потроллил» коллегу, назвав 70-летие патриарха поводом, принизив статус визита, отметив, что Лукашенко попал в Москву в связи с датой церковного деятеля, и как бы между делом они поговорили о текущих делах», — отметил эксперт.
Он считает, что Кремль «показал, кто в доме хозяин, после того, как Лукашенко позволил гневные филиппики в адрес Москвы».
«Белорусскому лидеру предложили подумать над каким-то пакетным соглашением», — уверен Александр Класковский.
По его мнению, этого может потребовать решение по нефтяному конфликту. Например, Москва может потребовать, чтобы Беларусь вела поставки не через порты Балтии, а через российские порты. «Это даст дополнительный доход российским портам, но невыгодно Беларуси: маршрут — дольше и беспорядка там — больше», — отметил эксперт.
Кроме того, Москва требует, чтобы Беларусь выполнила обязательства по поставкам нефтепродуктов в Россию, однако белорусские чиновники заявляют о невыгодности этого.
«Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович курирует пять интеграционных проектов. В их рамках в промышленной сфере россияне хотят купить привлекательные для них предприятия. Пакетное соглашение может обязать белорусскую сторону, например, продать Минский завод колесных тягачей и еще нескольких предприятий», — добавил Класковский.
По его мнению, может официальная Москва вернуться и к вопросу военного присутствия и размещения в Беларуси авиабаз, который повис сейчас в воздухе.
«Молчание после пятичасовых переговоров наводит на размышление, что белорусской стороне дали время на размышление, или Лукашенко сам решил подумать и всё взвесить. Скорее всего, такое пакетное соглашение — достаточно дискомфортное для официального Минска», — заключил Класковский.