Молебен был инициирован научно-просветительским проектом «Западная Русь».
21 ноября в храме минского прихода в честь Покрова Пресвятой Богородицы прошла служба за упокой графа Михаила Муравьева, известного в Беларуси также как Вешатель и Людоед.
Молебен был инициирован научно-просветительским проектом «Западная Русь» и Братством в честь Архистратига Михаила, сообщает «Радыё Свабода».
Кастуся Калиновского сравнили cо Степаном Бандерой
Среди присутствующих на панихиде был руководитель проекта «Западная Русь» Игорь Зеленковский, известный как идеолог «русского мира». Он автор ряда публикации, среди которых «Рано или поздно в Минске восстановят памятник Александру II», «Крым - это первый шаг...», «Основная идея - Единение славян». В статье «Граф Михаил Николаевич Муравьев. Записки его о мятеже в Северо-западной России в 1863-1864 гг.» Игорь Зеленковский пишет:
«С образа Калиновского - этого неуравновешенного молодого человека, который не сыграл в тех событиях особенно прекрасной роли, большевиками был придуман образ героя-революционера, который перекочевал и в официальный пантеон современной Республики Беларусь. В свою очередь, белорусские националисты, продолжая конструирование «белорусского национального героя», вылепили из польского шляхтича Калиновского, одного из идеологов террора против православных священников и крестьян, какой-то белорусский аналог Степана Бандеры, который стал сегодня символом борьбы с «москалями» и общерусским самосознанием белорусов».
Последний раз панихиды по Михаилу Муравьеву в белорусских церквях прошли в 1916 году, а с 1917-го были прерваны.
О роли графа Муравьева в удушении национально-освободительного восстания 1863-1864 годов прихожанам ничего не сказали.
Прихожанка, которая была на службе: «Я была сбита с толку»
Постоянная прихожанка храма минского прихода в честь Покрова Пресвятой Богородицы, которая присутствовала на литии 21 ноября, почувствовала, что протоиерей Виктор Беляков во время службы в этот день «был смущен»:
«Было видно, что он вышел и говорил как человек, которому дали бумагу и сказали ее прочитать. Как будто он не соглашался с тем, что говорит. Либо не понимал, что говорит. С другой стороны, он человек, который не очень хорошо разбирается в истории Беларуси. Поэтому он был смущен. Среди прихожан какой-то внятной реакции я не заметила. Но понятно, что большинство просто не знает, кто такой Михаил Муравьев. Если говорить о моей реакции, то меня смутило то, что в нашей церкви служат молебен за этого политика. С какой стати? Во-первых, он не святой. Во-вторых, его деятельность очень спорная для меня, особенно учитывая, что этот человек задушил освободительное восстание Кастуся Калиновского».
БПЦ: это частная инициатива
Как сообщил журналистам председатель Синодального информационного отдела БПЦ протоирей Сергей Лепин, служба за упокой Михаила Муравьева - это частная инициатива храма и объединения «Западная Русь»:
«Это частная точечная инициатива. Никакой общецерковной программы увековечивания памяти Михаила Муравьева нет. Вместе с тем мы уклоняемся от однобоких оценок деятельности графа Муравьева или любого другого деятеля. Также не надо забывать, что, независимо от того, как ту или иную историческую фигуру оценивают, Церковь молится за всех. Потому что мы призываем молиться не только за тех, кого мы считаем другом, но и за тех, кого считаем врагом. Церковь не отказывает в молитве ни Муравьеву, ни его противникам».
Отец Сергей Лепин также отметил, что большинство православных историков называют восстание 1863-1864 гг. польским и считают, что действия Муравьева были не хуже, чем то, что делали повстанцы Кастуся Калиновского:
«Историю нужно рассматривать с разных ракурсов. Муравьев задушил восстание во главе с Константином Калиновским, но вместе с тем он строил церкви, открывал школы, был меценатом, финансировал многие гуманитарные проекты, а также противостоял полонизации в первую очередь в области образования и документооборота. В то же время среди повстанцев 1863-1964 гг. были настоящие преступники, которые совершали пытки, издевательства и насилие».
«Вешатель и людоед не заслуживает молитв в белорусских церквях»
Кроме прозвищ Вешатель и Людоед, широко известен девиз Муравьева в отношении русификации Беларуси - «Что не доделали российский штык, доделает российский чиновник, российская школа и российский поп». Говорит историк Анатолий Сидоревич:
«Если мы уважаем себя, ценим Беларусь и считаем себя белорусами, то должны противостоять возвращению обычая устраивать панихиды по Михаилу Муравьеву. Да, была такая традиция, но она существовала в царские времена. Нечего восстанавливать ее. Православная Церковь ставит в заслугу Муравьеву то, что при нем здесь строили церкви. Пусть не врут. Церкви не строили, а перестраивали костелы и униатские храмы. Церквей в Беларуси была более чем достаточно для духовных потребностей».
По мнению историка, личность Муравьева для белорусов не может считаться спорной - она однозначно реакционная:
«Вот говорят, что при Муравьеве белорусов освободили от гнета польских панов. Но ведь это чистая политика, надо же было народ на свою сторону чем-то заманивать. А все другое - чисто реакционная политика. Он и в России не на самом лучшем счету был среди политических деятелей. Он был коррупционером, руки у него были грязные. Отправив на белорусские земли, его вытащили из политического небытия и направили делать кровавые дела. Не каждый бы согласился на такое».
Михаил Муравьев - российский военный, государственный деятель, граф, генерал-губернатор Северо-Западного края во времена национально-освободительного восстания во главе с Константином Калиновским. В 1826 году Муравьева назначили вице-губернатором Витебской губернии, позже, в 1828-м, губернатором Могилевской, затем Гродненской губернии.
Во время восстания 1863-1864 гг. Муравьев был назначен генерал-губернатором Северо-Западного края с чрезвычайными полномочиями.
Восстание было подавлено. Тысячи людей погибли в боях. По приговорам трибуналов казнили 128 повстанцев (в том числе Кастуся Калиновского), от 2500 до 9423 человек, по разным подсчетам, было сослано в Сибирь.