Лауреат Нобелевской премии узнала о мытарствах многодетной семьи из статьи в интернете и лично передала для них деньги на жилье.
О семье Ревенко из Слонима теперь знают далеко за пределами районного городка. Родители с шестью детьми, которые долгое время мыкались по съемным квартирам и деревенским домам, неожиданно получили шанс обрести свое собственное жилье. Все изменил один звонок от человека, имя которого известно, без преувеличения, всему миру, пишет «Комсомольская правда».
…Пустынная улица частного сектора на окраине Слонима. К калитке заурядного простенького домика ведет песчаная заезженная дорога.
- Проходите, детвора уже дома. Только муж на работе, он у нас вечером возвращается, - встречает нас на пороге дома стройная и энергичная Любовь Ревенко, 31-летняя мама шестерых ребятишек.
В доме светло и тепло, дети полукругом сидят у компьютера в большой комнате, смотрят мультфильм. Старшая 14-летняя дочь Катя держит на руках самого младшего – двухлетнего Мишу. Люба приглашает нас в кухню, усаживает за стол.
- Сами понимаете, снять что-то недорого для такой большой семьи очень непросто. После того, как ушла от бывшего мужа я долго искала подходящее жилье, перебивались по холодным домам и квартирам. В этот дом мы переехали с пятью детьми от первого брака еще до знакомства с Василием, - рассказывает хозяйка.
Василий – второй муж Любы. Они познакомились пять лет назад, когда ему было 22 года. Впечатляющая история: молодой парень не побоялся взять ответственность не только за любимую женщину, но и за ее детей от первого брака, став им настоящим отцом.
«Решила – проще самой, и ушла от мужа с пятью детьми»
- Я всегда хотела большую семью, - говорит Люба. – Нас у мамы было четверо. Когда братья и сестры разъехались кто куда, я осталась одна в родительском доме. Замуж вышла рано, а в 18 родила первую доченьку…
В первом браке Люба с мужем и детьми жили в деревне, в доме супруга. Но после проверки МЧС проводки в старом доме у семьи начались проблемы со службами опеки.
- Мне тогда сказали, что в таком доме детям жить нельзя, и что утром детей у нас заберут, - вспоминает женщина. - Этой же ночью я собрала малых и переехала в дом к свекрови...
Дальше семью ожидало скитание по съемным квартирам, переезды из деревни в деревню. Муж Любы, который не имел постоянной работы, запил, мог неделями не приходить домой.
- Получит иногда какие-то деньги, сходит в парикмахерскую - и сразу в загул. Как появлялся дома – скандал. Помощи никакой, лишь растраченные нервы. Проще самой…
Молодая женщина решила уйти от мужа, все заботы о большой семье взвалив на свои плечи. Из деревни переехала в город, нашла в Слониме подходящий дом, сняла его, перевезла туда своих ребятишек. Старшей дочке тогда было 9 лет.
- Конечно, было сложно жить только на детские пособия. Я не могла работать – на руках был маленький Даник, ему еще и года не было, сидела в декретном отпуске. Тогда была жива еще моя мама, она помогала нам, привозила продукты со своего огорода. Держались… Бывший муж пропал, от него ничего не было слышно, - рассказывает Любовь. – А потом я познакомилась с Васей – мой кум проезжал недалеко от моего дома и решил заехать в гости с другом. Другом оказался Василий… Начали общаться, потом встречаться. Позже Вася рассказывал мне, что ожидал увидеть замотанную и грузную мамашу пятерых детей, а я оказалась худенькой и энергичной (смеется). Как-то Вася предложил жить вместе. Я ему сразу сказала, чтобы хорошо подумал – уж слишком велика ответственность. А он ответил: «Я все для себя решил. Дети не должны расти без отца». Вася сам из многодетной семьи, он рос без отца. Понятно, что на него это повлияло. Муж рассказывал, что с первых встреч почувствовал, что его место рядом с нами.
- А что же бывший муж?
- Ему Вася при первой же возможности сказал, что свой шанс быть мужчиной тот упустил… Сейчас бывший звонит только тогда, когда начинаются разбирательства в суде по алиментам.
- Василий усыновил ваших детей?
- Процесс усыновления пока идет. Проблема в том, что бывший муж хоть и не видит ребят, не платит алименты, но отказываться от них категорически не хочет. Надеемся, удастся все это решить.
- А как дети приняли нового папу?
- Хорошо помню момент, когда держала на руках сынишку, а он потянул ручки к Васе. А потом старшая дочка как-то спросила: «Дядя Вася, можно, я вас папой буду называть?». Он очень любит детей. Бывает, придет домой уставший, присядет на диван, а они гурьбой к нему, галдят на радостях, прыгают по нему. Я говорю: «Перестаньте, папа устал», но Вася меня всегда останавливает - мол, пусть веселятся.
- Сложно было решиться на шестого ребенка?
- Я понимала, что Василий - мужчина молодой, ему своего ребенка захочется. Он же никогда не видел беременность, пеленки, младенцев… Вот и решили шестого родить. Помню день, когда мы шли после УЗИ. Он звонил маме и кричал: «У меня сын!» Люди оборачивались, а он продолжал кричать: «Пусть все знают, что у меня сын!»…
«Стыдно признаться, но мы не знали, кто такая Светлана Алексиевич»
После рождения Миши семья Ревенко встала в льготную очередь на жилье и в скором времени надеялась наконец-то решить квартирный вопрос. Правда, нужны были деньги на первый взнос. По закону квартира многодетной семье выделяется бесплатно, но необходимо внести деньги за сметную документацию. 3600 рублей – немалая сумма для семьи, месячный доход которой составляет примерно 850 рублей. Василий работает ветврачом, Любовь в декретном отпуске. За съемный дом они платят 200 рублей плюс около 70 рублей за коммуналку. Богатых родственников у Ревенко нет, в кредите банки отказали, а многократные походы по светлым коридорам различных учреждений успехом не увенчались. Районные чиновники предупредили: если родители не найдут деньги, их снимут с очереди на квартиру. Любовь и Василий были в отчаянии…
- О наших проблемах написали журналисты. Если честно, ни на чью помощь мы не рассчитывали, - рассказывает Люба. – Да еще под той статьей в интернете были такие злые отклики – мол, сами понарожали, сами и справляйтесь, и слышали ли мы вообще о существовании презервативов…
А через несколько дней в дом Ревенко позвонили.
- «Добрый день, это Светлана Алексиевич, знаете такую?» - вспоминает неожиданный звонок Любовь. – Я по своей простоте даже не знала, кто такая Алексиевич. Тогда Светлана сказала, что она лауреат Нобелевской премии, что ее тронули наши проблемы, и она хочет нам помочь. А еще о том, что помощь нужна тысячам белорусов, но, к ее сожалению, она не может помочь каждому… Я была просто в шоке, молча слушала, пыталась все осознать. Потом сразу же перезвонила мужу. Лишь обсудив все, мы поняли, что такой звонок не может быть розыгрышем или чьей-то злой шуткой.
Светлана Алексиевич планировала передать деньги семье без лишней шумихи, но позже планы писательницы изменились. Светлана тоже прочитала жестокие комментарии под статьей и решила сделать встречу публичной, чтобы поддержать семью. Так Любовь и Василий вместе с детьми оказались в Минске.
- Мы заказали целый микроавтобус для нас всех, ни в одну машину бы мы все не вместились, - улыбается Люба. – Ведь Светлана хотела познакомиться со всеми нашими детьми… Знаете, ведь это настоящее чудо – мы надеялись на помощь от властей, на кредиты от банков, а деньги на квартиру нам дал совершенно незнакомый человек. И в следующем году у нас будет своя квартира! Мы очень волновались перед нашей встречей, гадали, какой будет Нобелевский лауреат в жизни. Но все прошло так спокойно, так по-домашнему, что казалось, будто Светлану мы знаем много лет. Она очень простой и добрый человек. Жаль, что мы только сейчас начали читать ее книги. Очень сильное впечатление они производят. Это большой талант…
Когда мы прощаемся с семьей Ревенко, маленький Миша машет нам рукой. В его детских воспоминаниях вряд ли останется съемный дом на окраине Слонима. Возможно, когда-нибудь Миша будет проходить на уроках литературы произведения Светланы Алексиевич. И у него будет повод рассказать и о личном знакомстве со знаменитой писательницей, и о том, как она когда-то помогла его большой семье.