20 лет назад в Беларуси произошел конституционный переворот.
24 ноября 1996 года по инициативе Лукашенко в Беларуси произошел референдум, согласно результатам которого в Конституцию внесли изменения, которые, помимо прочего, продлили срок президентских полномочий Лукашенко на два с половиной года и позволили ему узурпировать власть. Итоги референдума не были признаны мировым сообществом, Евросоюзом, США, ОБСЕ и другими авторитетными международными структурами.
Сегодня в Минске оппозиция проведет акцию протеста. О своем намерении Николай Статкевич и Владимир Некляев уведомили Мингорисполком.
Акция состоится в 18-00 на площади Свободы в Минске.
“Это не заявка на проведение массового мероприятия, которая подается за 15 дней, а именно уведомление. В Беларуси отсутствует легитимное законодательство по вопросам проведения массовых акций. Действующие законы грубо нарушают конституционные права граждан и не соответствуют международным обязательствам Беларуси”, – заявил “Белсату” Николай Статкевич.
По его словам, сейчас приходится “руководствоваться Конституцией и практикой, сложившейся в соседних странах”.
“Мы сообщаем властям, что будем использовать свое конституционное право на свободу собраний 24 ноября на площади Свободы, где проведем митинг, посвященный 20-й годовщине государственного переворота, черной дате в истории Беларуси”, – отметил Статкевич.
Как это было
Референдуму 1996 года предшествовало жестское противостояние Лукашенко и Верхрвного Совета.
К политическому кризису привело стремление президента на 101% сконцентрировать власть в своих руках. Ради этого Лукашенко инициировал референдум по внесению изменений в Основной закон, напоминает “Солидарность”.
Лукашенко шел напролом. Накануне снял своего политического противника Виктора Гончара с поста председателя Центризбиркома (хотя назначение и увольнение руководителя ЦИК тогда являлось исключительно правом Верховного Совета) и посадил на его место свою ярую сторонницу Лидию Ермошину.
В ответ парламент начал процедуру импичмента президента: более 70 депутатов подписали соответствующее обращение в Конституционный Суд. За все время своего президентства никогда (ни до, ни после) Лукашенко не был так близок к провалу.
Вечером 18 ноября 1996-го руководитель Беларуси выступил по государственному телевидению. Лукашенко выглядел растерянным и взывал к согласию. С нехарактерной для себя вялостью президент сообщил, что решение об отстранении его от власти КС может принять уже ближайшей ночью.
Однако команда Лукашенко нашла слабое место у председателя Конституционного суда Валерия Тихини. В результате импичмент сходу не объявили, момент был упущен, и инициативу перехватил президент.
Ария московских гостей
Пытаясь одолеть Александра Лукашенко, председатель Верховного Совета Семен Шарецкий и его сторонники обратились за поддержкой в Москву. Спикер очень рассчитывал на «помощь друга» – руководителя верхней палаты российского парламента Егора Строева.
21 ноября около семи часов вечера в Минске приземлился «миротворческий десант». Помимо Егора Строева, в его состав входили премьер-министр РФ Виктор Черномырдин и председатель Госдумы Геннадий Селезнев.
Семен Шарецкий встречал гостей хлебом-солью. Лукашенко в аэропорт не поехал.
Всё же по случаю визита высокопоставленных гостей администрация президента и Верховный Совет сели за стол переговоров. Поиски компромисса продолжались всю ночь. А когда утром стало известно, до чего договорились стороны, многие ахнули: Верховный Совет покончил жизнь политическим самоубийством.
Под давлением российских руководителей Семен Шарецкий согласился на созыв конституционного собрания, в котором Александр Лукашенко имел бы заведомое большинство. Этот орган в течение трех месяцев должен был принять новый Основной закон, и глава Беларуси получил бы всё, что хотел, уже ближайшей зимой.
Однако Лукашенко решил не ждать еще 90 дней. Спустя несколько часов после подписания «мировой» он при помощи своих сторонников среди депутатов сорвал принятие соглашения Верховным Советом и, обвинив парламент в вероломстве, сам отказался исполнять договоренности, предусматривавшие в том числе консультативный характер предстоящего референдума.
Остальное было делом техники. Деморализованный Верховный Совет уже превратился в боксерскую грушу для Лукашенко. В скором времени Лидия Ермошина объявила о сокрушительной победе Александра Лукашенко на референдуме и полном провале его противников.
Лукашенко должен уйти
“20 лет назад Лукашенко полностью захватил и взял под контроль всю власть. В нормальных странах власть делится: исполнительная у одного института, законодательная - у парламента, судебная - у независимой судебной системы.
Этот человек грубо нарушил присягу. Смена власти законным способом в Беларуси стала невозможной. Играть с Лукашенко в «выборы» - значит, играть в его игру. Он контролирует избирательный процесс и никогда не «нарисует» процент меньше, чем ему нужен.
По сути, все государственные органы стали органами одного человека. К чему это привело - мы это видим сейчас. Он довольно долгое время торговал кусочками нашего суверенитета. Хотел весь суверенитет отдать, но в 1999 году мы его остановили. Тогда он кусками незаметно начал продавать. За счет этого кормил своих чиновников, силовые структуры. Но сейчас эта схема уже не работает. Наша экономика уже подошла к некому рубежу, при котором конкурентоспособность на всех рынках невозможна. Беларусь беднеет, белорусы уезжают за границу, соглашаются на любую работу, чтобы хоть как-то выжить. До этого нас довел один человек, который сделал свою власть несменяемой.
Мы ничего не сделаем с этим, если не выйдем на протест. Власти и дальше будут считать, что с нами так можно. Доведут белорусов до настоящего голода. Эта власть уважает только силу и ей надо дать отпор.
24 ноября в 18.00 на площади Свободы в Минске пройдет мирная акция с требованием вернуть власть народу. Я не думаю, что власти пойдут на какие-то брутальные шаги: у Лукашенко банально нет денег. Это экономическая и политическая модель обанкротилась, и он вынужден побираться по всему миру. Поэтому власти, сжав зубы, будут просто наблюдать за нашим протестом. Бояться их не стоит, да и бояться уже нечего: если посмотреть, что нас ждет впереди, то вывод один – надо выходить на протест”, - заявил в интервью charter97.org Николай Статкевич.