Госсобственность уже давно поделена между чиновничьей вертикалью.
Вопрос ждет своего революционного решения, которое в любом случае уже близко и в любом случае будет трагично.
Можно долго рассказывать сказки про социальную ориентацию нашей экономики и вешать лапшу последним доверчивым идиотам, но и они, с пустыми желудками, начинают думать, когда хочется кушать, а возможностей купить хлеб и масло становится все меньше. Очевидно, чтобы даже скромно жить — надо потреблять, а чтобы потреблять — надо производить.
А наш валовой внутренний продукт (ВВП), характеризующий экономические «успехи» страны и объем такого производства, за последние годы постоянно снижается. Если в 2014 году он был 77 млрд долларов, то в 2015 году уже 53 млрд, и если в нынешнем году его снижение на 3% сохранится, то он может снизиться до уровня 2005 года.
Но ВВП в одиночку не падает. Падает экспорт производимой продукции, заработная плата и занятость населения. Растет реальная безработица и цены на продукты питания, растут тарифы на услуги и энергоресурсы, а средств на их оплату у населения становится все меньше…
Считается, что в бюджет, из которого финансируются расходы страны и потребности населения, поступает до 40% от величины ВВП. Следовательно, и наш бюджет за последние годы постоянно «худел»: в 2014 году в него поступил 31 млрд долларов, в 2015 году — 22 млрд, в нынешнем может поступить всего 16 млрд долларов. Грустная арифметика…
За годы, когда заработная плата у людей еще росла, а особо доверчивые верили в обещанную в 2015 году 1000-долларовую зарплату, ситуация существенно изменялась. Кто-то сумел сэкономить на том, что купил вместо двух пар обуви всего одну, и построил себе пару коттеджей. Кто-то не сумел или не успел, и ему нынешняя средняя по стране зарплата в 360 долларов кажется запредельной. А обещаемая в будущем году в 500 долларов — вообще фантастической…
Снижать и дальше уровень жизни людей, получающих доходы только из сферы материального производства, стало невозможно, а необходимость снижать доходы кормящихся из бюджета «вертикальщиков» и силовиков становится страшной реальностью. Учитывая, что возможности бюджета используются не только для поддержки беднеющего населения, но и чахнущих производств, половина из которых уже фактические банкроты.
Кредиты, которыми банки их поддерживают, не возвращаются и пропадают, прибыли у банков снижаются, ухудшая финансовое состояние самих банков. Кредиты, которые наше суверенное государство за 20 минувших лет назанимало у России и у МВФ, превысившие 40 млрд долларов, проедены без всякой надежды на их возврат.
Новых кредитов нам никто не дает, предлагая изменять существующую форму хозяйствования в стране — для повышения эффективности нашей экономики и спасения ее от явной деградации, куда она движется уверенным курсом, благодаря усилиям единственного и неповторимого…
Бывший директор совхоза, набивший руку на колхозной экономике, став во главе государства, начал править страной таким же методом. Присвоив себе в 1996 году царские полномочия, используя навыки советской колхозно-совхозной системы и присосавшись к российской нефтегазовой трубе.
Прогнозными показателями и командно-матерными методами, выдавливая все возможные, а приписками — и невозможные объемы производства, внушая пропагандой доверчивым людям нечто об особенной белорусской экономической модели…
Но... на старуху случилась проруха!
Наш восточный «брат», располагая шальными финансовыми доходами на дорожающих нефти и газе, закупавший нашу не самую современную и лучшую продукцию, вспомнил про некогда бредовые имперские идеи. Решив восстановить свое прежнее влияние в ставших суверенными странах, которым такое влияние оказалось совсем ни к чему. И нарвался…
Попытка ржавой «шаблей» и с голым задом испугать противника, экономика которого в 30 раз мощнее российской, провалилась. Резервы истощились, цены на нефть и газ обвалились, а те «войнушки», в которые ввязался восточный «брат», опустошили его казну, лишив возможности обеспечивать Беларуси ее «братское» финансовое содержание.
Так на горизонте реально замаячил образ Советского союза последних лет его существования, и возник любимый вопрос: что делать?
И в России, и в Беларуси государственная собственность, которой сто лет распоряжались чиновники, ее не заработавшие, лишившие население возможности на себя работать и достойно зарабатывать, стала деградировать. Прекратился ее экономический рост, и крах нашей «уникальной» модели стал реальностью...
Плановая экономика реально умерла. Необходимые рыночные производственные отношения так и не возникли. Стало очевидно, что экономический рост никак не зависит от правительства, которое не может его создавать, а занято лишь изъятием и перераспределением доходов от более предприимчивых производителей, причем не самым лучшим образом. Что подтверждается наличием в стране нескольких тысяч убыточных промышленных предприятий и колхозов и постоянный рост их количества. Но время не терпит…
Можно покуролесить некоторое время, выдавая абсурдные обещания о 500-долларовой зарплате, рассказывая сказки об инновационном творчестве исполкомовских чиновников или как сельские Советы должны стать истинными хозяевами (без средств) на земле. И даже напечатать денег, которые сразу обесценит очередная инфляция, обесценятся вклады доверчивых вкладчиков и исчезнут остатки золотовалютных запасов страны.
А на самом деле нужно в обеспечение реальной необходимости провести реформы!
Сделать из людей собственников и дать им возможность проявлять инициативу и творчество.
Вернуть крестьянам землю, некогда отнятую и превращенную в коллективную собственность. Хотя бы так, как это сделали в Украине. Где получившие ее крестьяне постоянно наращивают производство (только экспорт в Индию подсолнечного масла за последние годы увеличился в три раза!), а налоги, поступающие в сельские советы, сделали их основой реального местного самоуправления.
Предоставить людям труда право и возможность вступать в производственные общественные отношения, в основе которых будет право собственности на средства производства и способы соединения их с рабочей силой в процессе труда, а также реальная зависимость и отдача — кто, и что будет производить и потреблять.
В любом случае развязка приближается. Но у нее есть варианты, часть из которых трагична по своей сути: революционный вариант — устроенный той частью чиновничьей элиты, которая пожелает получить долю госсобственности из краха существующей политической системы; бунтарский вариант — бессмысленный и беспощадный, который устроят измученные жизненными проблемами пролетариат и колхозное крестьянство…
И еще есть страшилки, что президент готов к любым реформам, но пугает людей возможными бандитскими реформами, которые хочет проводить оппозиция по своим шаблонам и для своих родственников.
Кроме смеха, у здравомыслящих людей эти страшилки ничего не вызывают. Госсобственность уже давно поделена между чиновничьей вертикалью, и вопрос ждет своего революционного решения, которое в любом случае уже близко и в любом случае будет трагично.
Упредить это можно, серьезных финансовых вложений для этого не требуется. Требуется только одно: здравая оценка будущей судьбы родных и близких. Тут за примером далеко ходить не надо — что ни день, то новые сообщения о судьбах потомков диктаторов.
Казалось бы, чего проще?
Необходимость политического и экономического переустройства в стране очевидна. Чтобы это стало понятно широким слоям населения и получило его поддержку, необходимо разъяснять, а не кошмарить людей. Сделать их полноправными участниками необходимого политического и экономического переустройства, разъясняя и убеждая граждан в его необходимости.
Сделать это, в силу своих специфических способностей, лучше всех могут только представители политических партий, имеющие свои программные наработки и представителей, способных их излагать. То есть надо предоставить им трибуну, СМИ, и в частности — телеэкран. Да-да, вот взять — и предоставить. И выделить часть бюджета, как это делается в цивилизованных странах, для финансирования политических партий, зарегистрированных Минюстом, прекратив травлю и упреки в их якобы «забугорном» финансировании. Мы все — граждане Беларуси и имеем право на такую же финансовую поддержку, как «Белая Русь» и БРСМ.
В стране необходимо срочно провести выборы в местные советы депутатов. Причем провести их без вмешательства исполнительной власти, идеологических служб и административного ресурса. В закон «О местном самоуправлении» необходимо внести изменения, подчинив исполнительные органы власти местным советам депутатов, председатель исполкома и избираться должен местным советом депутатов или населением.
Для координации работы местных советов, их взаимодействия в стране, нужно образовать структуру, позволяющую оперативно помогать местным советам разрабатывать и внедрять необходимые местные программы и тиражировать успешные наработки. Финансирование такой структуры предусмотреть из средств местного бюджета.
Необходимо отменить все ограничения на использование предпринимателями труда наемных работников, что позволит снизить уровень безработицы в стране.
Перечень таких предложений достаточно велик. Их публикация и реализация целиком зависит от желания одного человека, выбора у которого практически не остается, как и времени для их реализации. Отсчет времени, несмотря на браваду и кураж, уже пошел…
Марат Афанасьев, «Белорусские новости»