Когда тренер женской сборной по баскетболу Наталья Трофимова заявила, что зарабатывает около 400 рублей, это не было шуткой.
О зарплатах тренеров сообщает Еврорадио.
"Пока что зарплата именно такая. Если после 31 декабря Трофимова будет назначена главным тренером сборной, то будет около 500 рублей (около 255 $)", — сообщает пресс-секретарь Минспорта Владимир Нестерович.
При этом названная цифра очень условна. Трофимовой могут законно приплачивать в Федерации баскетбола, где о такой возможности пока ничего не сообщают. Нестерович объясняет, что если у белорусских баскетболисток будут хорошие результаты, то Трофимова будет получать разнообразные доплаты: от главы государства, от Федерации баскетбола, от того же Минспорта и так далее.
Мужской волейбол. Около 120$
Предупреждаем болельщиков этого вида спорта, что эта информация может довести до слёз.
"Как главный тренер сборной, я нахожусь на полставки в Минспорта. Зарплата — около 240 рублей. У нас и доктор, и массажист тоже работают на полставки", — признаётся Александр Сингаевский, главный тренер национальной сборной по волейболу.
У нас такая практика, что рулевой сборной обязательно совмещает должность с работой в клубе. В данном случае Сингаевский тренирует минский "Строитель". При этом сборной нужно заниматься за год в течение шести месяцев.
Специалист рассказывает, что отношение к волейболистам такое же, как и к тренеру. Поэтому топовые белорусские игроки и отказываются играть за сборную.
"Если волейболист во время сборов получает травму, то все затраты на его лечение ложатся на клуб. Контракты игроков не страхуются. Кому это понравится?!" — очерчивает проблему Сингаевский.
В белорусском волейболе, кстати, не платят и элитным тренерам. Например, с нашей командой семь лет работал россиянин Виктор Сидельников, человек, который выигрывал волейбольную Лигу чемпионов с казанским "Динамо".
"Белорусское Минспорта мне платило около 80 долларов США. Это полставки. Некоторые люди распускали слухи, что я деньги лопатой гребу. За семь лет мне выплатили достойную зарплату только несколько раз, когда я отменял контракты с клубом. Но по большому счёту, я был бесплатным тренером для сборной Беларуси", — вспоминает Сидельников.
Параллельно со сборной российский специалист тренировал солигорский "Шахтёр", который играл в российской Суперлиге. А там рулевые беднейших клубов имеют 5000$ —8000$ в месяц. А вот уроженец Беларуси Владимир Алекно (в прошлом сезоне выиграл с казанским "Зенитом" Лигу чемпионов) зарабатывает 350 тысяч евро в месяц.
Мужской футбол
Сразу два функционера Белорусской федерации футбола сослались в беседе с Еврорадио на материал сайта Tribuna.com. Там сказано, что зарплата главного тренера сборной — 240 тысяч долларов в год. То есть, Хацкевич зарабатывает 20 тысяч в месяц. Эту цифру, кстати, никто не опровергал. Но и стопроцентного подтверждения не было.
Пресс-служба АБФФ упирается и отказывается комментировать зарплату Хацкевича:
"Она нигде, никем, никогда не оглашалась и вряд ли её кто-то объявит".
На мнение, что Федерация не умеет зарабатывать и живёт с денег налогоплательщиков, в пресс-службе возразили:
"Главный тренер находится в штате Федерации футбола. А у нас бюджетных денег в бюджете Федерации — 1,2%. Поэтому можете не переживать, бюджетных денег на зарплату главным тренерам мы не тратим".
В пресс-службе дали ссылку ещё один материал "Трибуны" про бюджет Федерации 2015 года. Оказывается, основные источники наполнения бюджета — это деньги из УЕФА и ФИФА (около половины). Более чем 15% — это проданные права трансляции. Около 12% — это доходы от коммерческой деятельности (при пустых стадионах в белорусском футболе ещё могут что-то зарабатывать). Только около 5% бюджета — это поступления от спонсоров, которыми являются в подавляющем большинстве госпредприятия.
Во всём цивилизованном мире зарплаты главных тренеров сборных открыто объявляются. Почему этого не делают в АБФФ — непонятно.
Хоккей
Некоторых сотрудников Федерации хоккея тоже можно отправлять в музей бюрократизма. Здесь отказываются называть цифры, которые ранее уже были озвучены.
В 2013 году тогдашний глава ФХРБ Евгений Ворсин открыто назвал годовую зарплату тогдашнего тренера сборной Глена Хэнлона — 170 тысяч долларов в год. То есть, около 14 100$ в месяц.
Если в 2014-м главным назначили Дэйва Льюиса, сегодняшний глава ФХРБ Игорь Рачковский сказал, что его зарплата не превышает зарплату предшественника.
Почему сегодня не называют уже названнную зарплату Льюиса — странно. Может быть, в ФХРБ крутятся какие-то тёмные дела?
Мужской гандбол. Из зарплаты Шевцова сделали коммерческую тайну?
Меньше всего известно о том, сколько платят главному тренеру мужской гандбольной сборной. В тренерских кругах Еврорадио пересказали слухи, что цифра — около 5000 евро. Но конкретных подтверждений нет. Да и цифра выглядит завышенной. Например, Евгений Трефилов, тренер женской российской сборной по гандболу, который привёл команду к золоту Олимпиады-2016, зарабатывает 4500 долларов в месяц без премий.
"Давайте к этому вопросу вернёмся в середине декабря, когда я буду в Беларуси", — интеллигентно обрезает углы сам Юрий Шевцов.
Связываемся с пресс-службой Белорусской федерации гандбола. Сотрудник говорит, что ничего не знает о зарплате главного тренера и связывается с бухгалтером:
"Она сказала, что эта информация не подлежит разглашению".
БФГ обосновывает эту цензуру... законом "О СМИ", согласно которому, "ограничивается доступ к сведениям, которые содержат государственные секреты, коммерческую, личную или иную тайну".
Известно, что Шевцов не получает зарплату в Минспорта, а имеет её из Федерации. Такой же вариант, как и в футболе. Но какой какой коммерческой деятельностью занимается БФГ, не поясняется. Может, тоже не всё делается по закону? Некоторые руководители БФГ не так давно имели проблемы с правоохранительными органами.
Прыжки на батуте. Главному тренеру платят 450 рублей
Именно прыжки на батуте спасли репутацию белорусского спорта на Олимпиаде-2016. Владислав Гончаров получил золото. Его личный тренер Ольга Власова возглавляет и всю национальную сборную по прыжкам на батуте. Помимо этого, специалист работает с подростками в витебской СДЮШОР №1.
"У меня заработная плата как у главного тренера национальной команды — 450 рублей. Это ставка. Все остальные надбавки — это то, что я зарабатываю работой и результатом. Когда мы победили на чемпионате мира или на Олимпиаде, мы получили дополнительно. Если нет, то не получили. Кто не работает, тот не ест — вот так в нашей стране", — объясняет специфику Власова.
Специалист жёстко критикует тех тренеров, которые не достигали результатов, но хотят больших денег. Сама Ольга Власова улучшала свои мастерство и благосостояние постепенно.
"Когда я пришла в прыжки на батуте, у меня было четыре группы набора по пятнадцать человек в каждой. Мне нужно было детей ловить на руках, переворачивать во всевозможные сальто. Результат достигался кровью и потом. Когда я ещё не руководила национальной сборной, то зарабатывала около шести миллионов. За счёт того, что среди учеников было очень много сборников, зарплата потом перевалила за десять миллионов (пост главного тренера Власова заняла в 2014-м году, — Еврорадио). Если твои ученики дают результат, то такой тренер обижен не будет. А бездельник — будет".