Два основных постулата экономической политики Трампа сулят белорусскому диктатору крупные неприятности.
Смена экономической политики в США приведет к кризисным явлениям в развивающихся странах, что способно свести на нет все усилия правительства Беларуси на освоение новых рынков и вызвать новый экономический спад в нашей стране.
Дело в том, что экономическая политика нового американского президента направлена на поддержку национальной экономики США, он собирается вернуть производство и капиталы в страну. Первое чревато сокращением экспорта развивающихся стран в США, что приведет к падению их доходов и темпов развития.
А второе может привести к оттоку долларовых капиталов из развивающихся стран и укреплению курса доллара. И то, и другое сулит Беларуси только неприятности, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.
Америка на первом месте
Впрочем, выполнение предвыборных обещаний Дональда Трампа находится под вопросом. Некоторые эксперты, в частности, известный американский экономист, профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини полагает, что Дональд Трамп является бизнесменом и в большей степени прагматиком, чем популистом, поэтому в реальности он будет проводить не столь радикальные реформы, как грозил. Кроме того, новому президенту придется прислушиваться к мнению конгресса США, где большинство составляют вполне умеренные политики. В частности, по мнению Нуриэля Рубини, Дональд Трамп в отношениях с Китаем ограничится проведением антидемпинговых расследований в рамках ВТО, то есть ни о каких пошлинах речь не идет.
Но 22 ноября Дональд Трамп выступил с первым обращением по поводу своей будущей экономической политики, рассказав о своих планах на первые 100 дней президентства, и выяснилось, что, по крайней мере, от части своих обещаний он вовсе не собирается отказываться. В частности, он заявил, что первым делом он выведет страну из Транстихоокеанского торгового партнерства. При этом он пообещал начать заключать честные двухсторонние соглашения с разными странами, которые вернут в Америку рабочие места и производство.
Ясно, что производство в этих странах в случае реализации данной угрозы сократится, что негативно скажется на их финансовом состоянии и курсах их валют. Но Беларусь это не должно особенно сильно затронуть, так как со странами, входящими в Транстихоокеанское торговое партнерство, экономические отношения РБ довольно слабы. Это Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, Чили и Япония. Тем не менее, на пути реализации планов расширения белорусского экспорта в страны данного региона возникнут дополнительные препятствия.
В своем обращении 22 ноября Дональд Трамп также пообещал в первые 100 дней своего правления отменить ограничения в области добычи энергоресурсов в стране, включая энергоресурсы на шельфе и уголь. Он подчеркнул, что это поможет создать миллионы высокооплачиваемых мест. Ну а миллионы новых рабочих мест в США -- это миллионы сокращений за рубежом.
Слабый рубль Беларуси не поможет
Кроме того, увеличение добычи энергоносителей в США приведет к снижению цен на них на мировом рынке. А это вызовет снижение курса российского рубля по отношению к доллару, то есть к сокращению доходов и расходов российского бюджета. В результате может пострадать и белорусский экспорт в Россию, а курс белорусского рубля против доллара может уменьшиться еще больше, хотя, казалось бы, куда еще.
При этом снижение курса белорусского рубля по отношению к доллару США не будет стимулировать рост экспорта, так как валюты других развивающихся стран и российский рубль также подешевеют.
Еще одна угроза экономикам развивающихся стран и Беларуси исходит от намерения Дональда Трампа предоставить американскому бизнесу налоговые преференции, которые должны стимулировать возвращение капитала в страну. Возвращать есть что, так как американские компании скопили в оффшорах около 2,6 трлн. USD доходов.
Планируемые меры приведут к росту инфляции в США и более быстрому, чем ожидалось, увеличению ставки ФРС. А это чревато ростом стоимости долларовых кредитов и дополнительной девальвацией валют развивающихся стран.
О такой опасности предупредил руководитель исследований Банка международных расчетов Хен Сон Сина в докладе, с которым он выступил 15 ноября в Лондонской школе экономики. Он сообщил, что в настоящее время сумма долларовых долгов развивающихся стран составляет около 3,2 трлн. USD. Вернуть эти деньги они не в состоянии, да и брались кредиты в расчете на то, что они будут рефинансироваться под низкие проценты, а не возвращаться. Но из-за роста ставки ФРС новые долларовые заимствования станут намного дороже. Возникнет ситуация, когда предприятия не смогут ни брать новые кредиты, ни возвращать старые.
Вырастет число банкротств, а некоторые предприятия станут продавать активы. Но и тут их ждет неприятность: из-за ослабления национальных валют, активы придется реализовать по заниженным долларовым ценам.
И это дело совсем недалекого будущего, хотя Дональд Трамп вступит в должность еще только 20 января 2017 года, а изменение системы налогообложения – это дело непростое и небыстрое. Рынки реагируют на такие вещи с опережением. Так, Хен Сон Сина заявил, что в Банке международных расчетов уже сейчас видят «все признаки долларового дефицита».
Но, конечно, нет худа без добра. Слабый рубль Беларуси не особенно поможет, но зато есть надежда на изменение экономической политики в России. Поражение неолиберальных сил и победа Дональда Трампа в США может привести к активизации таких же процессов в России. А если это произойдет, то российская экономика может выйти из экономического кризиса и вытянет за собой и Беларусь.
К тому же, надо иметь в виду, что противники Дональда Трампа не собираются сидеть, сложа руки, и будут принимать меры, направленные на нейтрализацию его действий. Крупные американские бизнесмены и финансисты, уже провели в Вашингтоне трехдневную конференцию, на которой обсуждали подобные планы. Поэтому будущее не кажется однозначным, и описанный выше сценарий – это только одна из возможностей, пока что, пожалуй, самая вероятная.
Владимир Тарасов, «Белрынок»