Продавец торговой сети рассказала, о чем говорят в очередях покупатели.
Контролер-кассир из крупной торговой сети рассказала «Салідарнасці» о специфике своей работы.
О досмотрах на работе
График у нас, я считаю, нормальный – два дня через два. Работаем до 22.00 или 23.00. Правда, если у вас маленькие дети, то с таким графиком нужна помощь мужа: и забрать из садика, и покормить.
При приходе и уходе с работы нужно показать сумочку охране, все находящееся в ней отмечается, чтобы не было возможности украсть. На рабочем месте нельзя иметь ни мобильного телефона, ни денег. Грубо говоря, на целый день остаешься без связи. Позвонить можно только во время получасовых перерывов на обед и ужин. Если во время работы вдруг надо отлучиться в туалет, нужно позвать охранника и показать, что у тебя в карманах ничего нет.
Об обязанностях, с которыми не дай бог не справиться
У нас в магазине в смену работает 4 кассира. Но в наши обязанности также входит выкладка товара на полки. Кроме нас никто этим больше не занимается (за исключением трех человек, курирующих молочку, спиртное и кондитерские изделия).
Часто приходится слышать претензию: где ваши кассиры?! Так ведь все работают. Бывает, одна из нас или продукцию на полку выкладывает, или находится на больничном.
Руководство видит, что продавцов не хватает, но новых не набирает. Наверное, экономят. А все претензии – к нам.
Переупаковка просроченного товара? В нашем магазине такого нет. Хотя когда я была на стажировке в другой сети, то слышала, как работницы шушукались: товар просрочен, но не списывать же его.
О покупателях, которые бесят
Самая нелюбимая наша группа покупателей – мужчины за 40 лет. Если в очереди будет стоять даже 3-4 человека, то многие из них начнут возмущаться. Бесят жмоты. Не дай бог цена в чеке не совпала с ценником – сразу скандал. А там разница буквально в одну копейку.
Много алкоголиков, которые пристают, предлагают встретиться. А сколько раз нам замуж предлагали идти – вообще не счесть.
Нервируют также некоторые бабушки. Есть среди них, конечно, и хорошие. Достанут кошелек: доченька, рассчитай меня. Но есть и более чем дотошные бабули. Несколько раз могут спросить: «Сколько я вам должна? А сколько за покупку?». Пока в уме не посчитают, не проверят, что все сходится, от кассы не уйдут: «Вы точно мне дали? Я пересчитаю!». А очередь стоит и ждет.
Люди не понимают, что у продавцов много обязанностей. Вот раньше на колбасе по два человека стояло, а потом сократили до одного. И теперь она должна и принимать товар, и привозить его со склада на прилавок, и обслуживать покупателей – как это все возможно? А люди возмущаются: кто в этом отделе? Так что вы на нас кричите, вы руководству скажите или напишите.
Или вот бывает, что товар не пробивается. То есть его не приняли, его нет в базе – это не моя ошибка. Начинаешь объяснять, сколько это времени займет – «нет, я хочу этот товар». Ну, идешь в бухгалтерию. Пока товар введут в базу, проходит минут десять. И стоит этот недовольный покупатель, и стоит за ним вся возмущенная очередь. На меня недавно при подобной ситуации человек из очереди жалобу написал.
А еще при открытии магазина в выходной день находятся покупатели, которые берут мелочь вроде чупа-чупса и протягивают 20 рублей. Разменять деньги им зачем-то нужно. А у меня в кассе с утра 50 рублей мелочью, чтобы давать сдачу. И если я отдам сразу двоим по 19 рублей – что у меня останется?
Я поработала в нескольких местах, на разных должностях и могу сказать, что работа контролера-кассира тяжелая. Психологически давят и покупатели, и руководство. Поэтому лучше работать в небольшом магазине с небольшой проходимостью, чем в крупной торговой сети.
О кражах
Они случаются регулярно. Женщины, в том числе хорошо одетые, тащат йогурты и сосиски, мужики – маленькие бутылки водки. Дети могут взять на кассе сладости, а родители не заметят.
У нас охранник постоянно наблюдает за залом с помощью видеокамер. Кого задерживают с кражей – отпускают. Наверное, чтобы долго не возиться, – не знаю.
Об ошибках в сдаче
Люди все еще думают, что мы можем их обсчитать. Но ведь сейчас все идет по штрих-кодам – как можно вбить не ту сумму?
А вот при сдаче раз в месяц у меня ошибка может быть. Но суммы копеечные. Наоборот мы часто прощаем 100 старых рублей. Бывает 400 рублей нечем дать, поэтому даем 500.
Сразу после деноминации ошибки были. Товар стоил 45 400, а стал 4 рубля 54 копейки. Эти четыре копейки и могли забыть, пока не перестроились.
Мне больше нравится, когда покупатели по карточке рассчитываются и не надо давать сдачи.
После деноминации, кстати, очень многие проклинают Лукашенко. Потерять 1-2 рубля легче простого, а за них ведь можно купить пакет молока. Уборщицы регулярно находят на полу монеты.