Необычные картины, написанные нефтью, можно увидеть в столичной Гостиной Владислава Голубка.
Там открылась персональная выставка художника Виталия Касаткина «Нефть как искусство», пишет tut.by.
Виталий Касаткин — потомственный художник из Петербурга. Большую часть своей жизни он работал в технике рельефной живописи, секреты которой ему передали отец и дед. Рисовать нефтью Виталию предложили в Международной гильдии мастеров. Художник решил, что это может быть интересно, пошел к железнодорожникам за нефтью и уже не смог остановиться.
— Я начал использовать нефть, потому что она давала больше возможностей. Позволяет показать, как ты работаешь. Оторваться от процесса невозможно, — рассказывает художник.
Сначала нефть использовалась в третьей части картины, потом в половине, а потом Виталий стал рисовать исключительно нефтью.
— Эти работы уникальны, — объясняет куратор выставки Дарья Овчинникова. — Прежде всего потому, что Виталий использует в работе чистую нефть. Он может создавать целые картины без красок и растворителей. Нефть — материал, который мы привыкли использовать по-другому. Виталий открыл новую сторону, открыл нефть как искусство.
Художник использует в работе чистую нефть, нефтяные краски и газовый конденсат. В необычной технике он работает уже около трех лет.
Виталий так увлекся новым направлением, что стал ездить по различным регионам России, Дальнего Востока в поисках необычного материала. Художник обнаружил, что нефть из различных регионов обладает разными свойствами — густотой, оттенками. В своей работе художник использует материалы из Якутска, Усинска, Сахалина, Хабаровска, платформы Приразломной и даже из гомельского региона.
Сперва «черное золото» приходилось просить у железнодорожников. Теперь необходимый материал художнику презентуют представители различных нефтяных компаний, губернаторы и организаторы его выставок и мастер-классов.
— Такое разнообразие материалов создает богатые и необычные цвета. Посетители часто удивляются, что картины выполнены без красок, — отмечает Дарья Овчинникова.
Во время выставок Виталий проводит мастер-классы. Каждый желающий может обучиться новой технике живописи. В апреле в Музее современного искусства уже проходил такой мастер-класс. Во время открытия выставки в гостиной Владислава Голубка можно было попробовать рисовать нефтью или посмотреть, как это делает Виталий Касаткин.
На наших глазах художник в считаные минуты создает этюд, даже не используя кисть. Виталий заливает нефть в специальный пакетик, похожий на кондитерский шприц, рисует замысловатые узоры, проводит одной дощечкой по второй, вычищает определенные места тряпочкой — так появляется небольшой пейзаж.
Бывают моменты, когда весь день работаешь на мастер-классах, — признается Виталий. — А ночью приходишь, начинаешь рисовать и не можешь оторваться. И при этом не устаешь. Будто само по себе получается.
Интересуемся, не появились ли у художника головные боли из-за специфического запаха его материалов. Виталий говорит, что с тех пор как рисует нефтью, его жизнь изменилась только в лучшую сторону.
— Я теперь чувствую себя гораздо лучше, чем раньше. Долгое время ни одной болезни, даже гриппом или простудой не болел. Маленькие травмы, порезы на коже проходят еще быстрее, чем раньше.
Единственная трудность, которая возникает у художника, — сушка работ, которая занимает около суток. Художник был вынужден специально построить мастерскую и отделать помещение, чтобы сушить картины.
Виталий Касаткин назвал направление, в котором работает, нефтизм, или нефтеживопись. На самом деле, использование нефти в живописи — далеко не ноу-хау Касаткина. В Азербайджане живет художник Сабир Чопуроглу, который работает в подобной технике около двадцати лет. Сабир даже не использует никаких инструментов, рисует пальцами.
Еще одна художница, которая использует черное золото, живет в Беларуси. Людмила Жиженко пишет нефтью с 2009 года и уже несколько раз выставляла картины в Минске. Людмила сохраняет патриотизм и рисует только нефтью из Гомельской области. Виталия Касаткина можно назвать последователем этого направления и его родоначальником в России.
В будущем художник собирается реализовать проект, посвященный Беларуси. Он хочет создать серию работ с изображением белорусских исторических памятников. В его коллекции уже есть картина с Несвижским замком.
— Вы только посмотрите! — восхищается наблюдавшая за работой художника старушка. — Тряпочкой провел — и картина готова. Это волшебство!