Александр Лукашенко пообещал найти виноватых в упадке машиностроения. Эксперты считают, что эту отрасль ждут тяжелые времена.
Ситуация нужно кардинально менять
Ситуацию в сфере машиностроения необходимо кардинальным образом исправлять, заявил сегодня Александр Лукашенко во время доклада о стратегии развития белорусского машиностроения.
По его словам, он выдал задание выработать меры по развитию машиностроительных организаций страны еще летом 2015 года. А правительство за это время ничего не сделало, и стало хуже.
За 2014-2015 годы предприятия, по официальным данным, потеряли половину объема выпускаемой продукции, в том числе почти 25% за 2015 год. При сложившейся низкой базе прошлого года промышленный потенциал отрасли за январь-октябрь 2016 года восполнен всего на 3%.
«Если мы и дальше будем развивать производство в таком режиме и темпах, то для выхода на уровень 2013 года понадобятся, как вы понимаете, десятки лет. Такие темпы недопустимы. Ситуацию надо кардинальным образом исправлять, – подчеркнул президент. – Меня интересует, есть ли у правительства действительно эффективные меры для подъема отрасли? Знают ли руководители предприятий пути решения проблем?».
Ключевое сообщение Лукашенко: «за это кто-то должен ответить».
Настроиться на военный лад
Лукашенко отметил, что флагманы получили помощь от государства.
«Ведущим организациям отрасли была оказана значительная господдержка. Машиностроителям помогли рефинансировать кредитную задолженность, пополнить оборотные средства и тем самым создать предпосылки для эффективной работы. Однако существенных положительных результатов не наблюдаем», – сказал официальный лидер Беларуси.
Особый акцент Лукашенко сделан и на теме качества производимой продукции. Он потребовал еще раз проанализировать ситуацию и установить жесткий контроль в этом вопросе на всех этапах. «Это лицо, бренд нашей страны», – подчеркнул глава Беларуси.
Государство, в свою очередь, готово при необходимости подставить предприятиям плечо. Например, в части пополнения оборотных средств. Главное условие - наличие конкретных заказов на продукцию и проекты. Он призвал предприятия «рассчитывать надо только на себя» и настроиться на военный лад.
«И тот, кто первым начнет вылезать из этих проблем, тот и останется жив. Кто будет плестись в хвосте, тому помогут утонуть, – подчеркнул Лукашенко. – Слава Богу, что мы не воюем. Это наше счастье. Но надо с точки зрения экономики настроиться на военный лад».
Он подчеркнул, что не настаивал бы на этом, если бы не было возможности это сделать, но видит огромные резервы.
«В стране нет красных директоров и олигархов. Все должны напрягаться и давать результат. Вы не мне эти результаты даете. Это ваша честь, ваши предприятия. И вы, пожалуйста, шевелитесь. Уверен, что в этой ситуации можно нормально работать», – сказал он.
Лукашенко пообещал проанализировать работу каждого чиновника по итогу работы этого года.
Время упущено
«Технический уровень наших учебных заведений позволяет им готовить персонал достаточно высокого качества. Оборудование отстает немного, но позволяет выпускать продукцию, которая может быть востребована в развивающихся странах», – прокомментировал ситуацию экономический и военный обозреватель Александр Алесин.
Но он подчеркнул, что высший менеджмент предприятий «живут понятиями еще советских времен и никак не хотят продвигать продукцию на рынках «дальней дуги» – Вьетнама, Пакистан, Юго-восточной Азии».
Например, в странах Юго-Восточной Азии праворульные автомобили, а наши производители только сейчас смогли сделать такой, добавил эксперт.
«Время потеряно из-за неумелой стратегии высшего менеджмента предприйтий. Боясь рисков, они не шли на рынки этих дальних стран. А на Востоке немедленно продать продукцию невозможно. Нужно 10 лет, 100-150 млн. долларов, подарки нужным людям», – пояснил Алесин.
По его словам, сейчас Лукашенко понял, что продать нашу продукцию там не получилось. «А менеджементу хорошо в России. Там русский язык, спокойно. Но сейчас Россия придерживается политики экспортозамещения: при крупных инвестиционных проектах директивно закупаются только КАМАЗ, ГАЗ, и «Урал», представителей местных властей получают 50% возмещения стоимости закупок из федерального бюджета в случае закупок отечественной техники», – пояснил эксперт.
По его словам, так МАЗ оказался за пределами российского рынка. «Это благодаря недальновидной политике маркетологов и на каком-то этапе руководства страны, которые были ориентированы только на российский рынок», -–добавил Алесин.
Он считает, что белорусские предприятия в сегодняшней ситуации не погибнут, но резко уменьшат производство, возрастут излишки производства. «Как скоро исправится ситуация, трудно сказать, даже если в России она улучшится, то белорусская продукция туда не вернется. На рынках стран Южной Америки, Азии и Африки наши машины могут быть востребованы, если будут достаточно дешевой. Но нужно вложить деньги в создание дилерской сети. А это процесс очень долгий и дорогой», – заключил эксперт.