Энтузиаст Андрей Иода решил, что человек должен до конца быть верным своему хобби.
Небо всегда притягивало внимание человека — наблюдать за звездами люди начали в стародавние времена, когда светящиеся точки над их головами еще не назывались звездами (в современном понимании), а Земля была плоской. В мифологии звезды называют «накидкой для головы неба», Млечный путь — молоком Геры… А как красочно фольклор описывает известные ныне созвездия и небесные тела.
Древние ученые, наблюдая за закономерностями на ночном небе, находили взаимосвязи между движением или появлением звезд и планет с происходящим на Земле. Яркая вспышка — родится правитель, затмение — жди засухи, метеорит оставляет за собой огненный след — войны не избежать. Пристальное внимание к небу развивало науку, и со временем божественное объяснение стало отходить на второй план.
Однако красота ночного неба от всей этой «научности» не становится менее выразительной и загадочной. Стремящихся познать ее тайны, напротив, все больше.
Onliner.by побеседовал с одним из таких увлеченных людей — астрофотографом (в свободное от основной работы время) Андреем Иодой. Предвосхищая вопрос, отвечаем: нет, он не имеет отношения к «Звездным войнам», но с дальним космосом знаком — через объектив телескопа.
Мужчина отдал предпочтение съемке глубокого космоса, а не планет Солнечной системы или звезд, видимых с Земли невооруженным глазом. Наш собеседник построил свою обсерваторию, способную работать в автоматическом режиме и улавливать невидимый нам свет.
Дом Андрея, рядом с которым на участке располагается обсерватория, находится неподалеку от Минска. Благодаря этому свет города не слишком мешает наблюдениям, но и идеальных условий не дождешься. «Хорошо, когда ясно и нет дымки или высокой влажности», — пояснил позже астрофотограф. За условиями, кстати, следит установленная рядом «погодная станция» — набор инструментов, измеряющих температуру, влажность, определяющих направление и силу ветра. Если погода портится, съемка прерывается, обсерватория закрывается и прячет аппаратуру.
С дороги белая полусфера практически незаметна, хоть и стоит она на трех бетонных «ногах» около двух метров высотой. Издалека конструкция напоминает флип — летательный аппарат из кинофильма «Гостья из будущего». Ну или голову робота Марвина из «Автостопом по галактике».
Как пояснил и показал собеседник, управлять платформой (отодвигать заслонку, вращать купол) можно с помощью пульта дистанционного управления, похожего на телевизионный. Люк станции (дверью это назвать язык не поворачивается), к нашему сожалению, открывается вручную. Под куполом установлен тихий электродвигатель, в металлической коробке — термобоксе — под днищем прячется вспомогательная электроника. Внутрь ведет лестница-стремянка. Хотелось бы, конечно, видеть здесь цилиндрический лифт с прозрачными стенками и таинственной подсветкой…
В принципе, в самом куполе наблюдателю находиться нет смысла: внутри имеется видеокамера, нацеленная на аппаратуру, управлять и присматривать за которой можно откуда угодно. Но при желании летом можно поставить здесь кресло и вместе с телескопом вращаться вслед за звездами.
— Давно вы ее собрали? Как долго интересуетесь астрофотографией?
— Собрал два года назад примерно. А интерес появился еще в детстве: в школе я брал маленький телескоп — рефрактор, смотрел на небо. Было интересно, какое-то время увлекался, но потом поступил в университет, армия, работа…
Затем подрос сын, и года четыре назад в школе он начал проходить астрономию. Я решил купить телескоп, чтобы сын посмотрел на все своими глазами. Это была модель попроще, но мы около полугода — всю зиму и весну — смотрели на небо, что оказалось весьма интересным занятием!
Так как до этого я занимался фотографией (сейчас на съемку времени почти не остается), попробовал подключать фотоаппарат. Однако понял, что это не то.
Тогда и появилась идея сделать «астросетап». Вначале телескоп стоял прямо на земле, на треноге. Вместо купола — простая палатка без дна для зимней рыбалки. Есть погода для съемки — снял тент, нет — поставил. Потом начал постепенно автоматизировать процесс.
Как рассказал Андрей, нередко астрофотографы имеют удаленные обсерватории — в Чили, на Кавказе и других регионах. Они арендуют пару квадратных метров, завозят оборудование, а на месте работает обслуживающий персонал. Доступ и управление — через интернет.
— Я вначале решил попробовать «местный» вариант, научиться, набраться опыта, а потом двигаться дальше. Но оказалось, что Беларусь не худшее место для астрофотографии. Правда, сейчас на дворе ноябрь, большая облачность, не поснимаешь, — сетует собеседник. — Еще ведь нужна уйма времени на обработку фотографий: на каждый объект уходит часов шесть в среднем. Кроме того, есть семья, работа. А это лишь мое хобби. За год у меня набирается чистой экспозиции порядка 500 часов, и это немало. Снимается около 20 объектов в год, или пару объектов в месяц.
Автоматизация, конечно, выливается в ощутимые затраты, но оно того стоит. Как обычно, все зависит от целей астрофотографа и его возможностей.
— Понятно, что полностью автоматизированная обсерватория — это недешевое удовольствие. Но если просто купить телескоп и выезжать на съемку, то траты будут небольшими.
К телескопу Андрея подключена астрокамера с большой матрицей и колесом из семи фильтров.
— Это красный, зеленый, синий, яркостный фильтр, а также «узкополосники», которые пропускают только спектр водорода, кислорода и серы. Я не буду вдаваться в технические детали, скажу лишь, что речь идет о микронной точности как в оптике, так и механике, требуется тонкая настройка, сложные технические решения, которые позволяют эффективно работать и получать результат. На фотоаппарате экспозиция занимает доли секунды: затвор открылся — закрылся. Здесь же — минуты, часы. Небо вращается, за ним — платформа с телескопом.
Мы снимаем темные объекты, вплоть до 20-й звездной величины, вы их не увидите невооруженным глазом. На некоторые туманности, далекие галактики требуется, например, 20 часов суммарной экспозиции (съемка ведется поочередно с различными фильтрами). Как происходит процесс? Задаются те или иные объекты, которые меня интересуют и которые нужно снять с теми или иными характеристиками или параметрами. В случае подходящей погоды купол открывается, обсерватория запускается, телескоп нацеливается на заданный объект и снимает. Как только погода меняется — появляется облачность, — обсерватория останавливается и закрывается.
Телескоп, точнее, астрограф установлен на «ноге», которая на профессиональном языке называется монтировкой. Именно она позволяет направлять прибор на объект съемки. По словам Андрея, он использует монтировку украинского производства. Руками двигать заслонки или вращать сам телескоп не надо: все делают миниатюрные, издающие характерный журчащий звук электродвигатели.
— Монтировка украинская, телескоп российский, купол произведен в Польше.
Обработка затем производится с помощью специального ПО, ни о каком Photoshop тут речи не идет.
— Дело в том, что матрица — черно-белая, так как она более чувствительна. Объект снимается через разные фильтры: 10 кадров в красном, 10 в зеленом и в остальных. Потом требуется выровнять кадры, чтобы звезды совпали, сложить сигнал и с помощью математических моделей убрать весь «мусор». Для обработки я использую PixInsight. Программа позволяет «выделить» объекты — камера 16-битная, динамический диапазон глубокий.
— При помощи вашего телескопа можно снимать Луну и разглядывать все ее трещинки?
— Нет. Для съемки планет и Луны необходима другая камера, которая позволяет работать в видеорежиме и без механического затвора. Когда ведется съемка планет, фокусное расстояние, чтобы увеличить объект, — порядка 7—8 метров. У моего же телескопа — 3 метра.
— Куда вы целитесь в настоящее время?
— Моя цель сейчас — объекты Мессье. Это каталог, который был опубликован в XVIII веке, — в нем 110 астрономических объектов. Астрофотографы обычно с этого начинают, но не все можно снять в наших широтах: придется ехать на юг, чтобы «добраться» до них.
— Зачем вы этим занимаетесь?
— Я снимаю в свое удовольствие. Не знаю, бывают ли заказы на подобную работу: в интернете множество фотографий разных объектов, астрофотографов тысячи…
Мы поинтересовались: не хотелось ли бросить все это? Наш собеседник ответил, что подобное желание возникло лишь однажды — когда недалеко от его обсерватории ударила молния, которая сожгла всю электронику. «Я тогда хорошо выпил с горя», — смеется Андрей. Но погоревав, за два месяца своими силами и с помощью друзей мужчина все восстановил. Ведь такое хобби затягивает с головой.