20 лет прошло с тех пор, как в Беларуси состоялся референдум, который изменил судьбу страны.
По мнению непосредственного участника тех событий Мечислава Гриба, первопричина ужасных последствий, которые мы сегодня имеем, - власть. Об этом он рассказал в интервью сайту ucpb.org.
- С позиции настоящего времени как вы оцениваете то, что произошло в 1996 году. Каковы последствия, и есть ли возможность их преодолеть?
- Мои оценки не поменялись. Тогда я высказывался, приводил аргументы, что этот референдум незаконный, идет с нарушениями законодательства. А позже еще сотни раз убедился, что он был нелегитимным. С проведением этого референдума вошла в действие, и Конституция в новой редакции 1996 года.
Когда перед самым референдумом у нас происходило предпоследнее заседание Верховного Совета 13 созыва, на нем присутствовал Лукашенко, а также председатель Конституционного суда Валерий Тихиня. Когда Тихиня выступал на сессии и допытывался, кто автор изменений в Конституцию, то все молчали. Но потом Лукашенко признался, что он автор. Тогда Тихиня сказал, что если Верховный Совет примет эти изменения и дополнения в Конституцию, то в нашей стране наступит «правовой Чернобыль». Он как в воду глядел, и сегодня есть то, что есть.
И дело не только в том референдуме и Конституции, разработанной властью под себя. Незаконной. Но и она сегодня не работает. Работают указы, декреты, противоречащие даже настоящей Конституции. Поэтому, если говорить о последствиях, дело, видимо, не только в референдуме, а во власти.
Для того, чтобы что-то сдвинулось с места, надо менять власть на демократическую, на законно избранную. Те же, кто властвует сегодня, основной своей целью считают одно - содержание этой власти. И для народа это не жизнь, а нищета.