Диктатор лихорадочно ищет выходы из ловушки, в которую сам себя загнал.
Европейский Союз призывает власти Беларуси гарантировать уважение демократии и прав человека, при этом Брюссель продолжит политику «критического диалога» с Минском. Об этом говорит резолюция, принятая в четверг Европарламентом. Это не прорыв во внешней политике Беларуси, но продолжение стабилизации отношений с объединенной Европой. Конечно, Запад не признает демократичности выборов, но сам не имеет особого выбора в отношении Лукашенко. А какой выбор есть у Беларуси? – пишет «Белсат».
Лукашенко перед поездкой в Москву тщательно наводил политический марафет, чтобы Путин не считал себя единственным союзником. Принял делегацию из Катара: министра финансов и министра транспорта.
«Проведена определенная работа нашими финансовыми учреждениями, банками», – заявил Лукашенко.
Катар – хоть и государство так называемой дальней дуги, но все ближе к Беларуси. Помимо финансов и возможных в будущем поставок катарского газа, есть интерес в торговле белорусским оружием и технологиями.
«Беларусь – не лидер в научной области, но определенные технологии, определенные наработки есть. Катар хочет стать лидером в области образования в своем регионе», – говорит эксперт программы «Международная и внутренняя политика» Украинского института будущего Игорь Тышкевич.
После Лукашенко принимал «европейских братьев» – делегацию Комитета политики и безопасности Совета Евросоюза.
«Для нас одинаково важны стратегические отношения с Россией, Китаем, устойчивое взаимодействие с Европейским Союзом, Соединенными Штатами Америки», – сказал Лукашенко.
Если говорить только о взаимной торговле – Евросоюзу нужно, чтобы Беларусь приняла европейские стандарты производства продукции, например, в безопасности продуктов питания. А Минску нужно новое соглашение о торговле с Объединенной Европой и снятие ограничений.
«Беларусь когда-то была исключена из обобщенной системы преференций Европейского союза, которая также осложняет нам торговлю. Плюс есть также европейские квоты – например, на наш текстиль, и официальный Минск хотел бы их отмены», – говорит старший аналитик Белорусского института стратегических исследований Денис Мельянцов.
И вот белорусский диктатор улетел на Восток. Но в Москве Лукашенко публично унизили – сначала в аэропорту встретили на уровне губернатора, потом Путин заставил долго ждать, а потом навязал свою повестку дня. Так что выглядело, словно Лукашенко прилетел не с официальным визитом, а поздравить Патриарха Московского Кирилла с юбилеем. Лукашенко проглотил обиду…
«Есть оперативные вопросы, которые мы должны быстро решить», – напомнил Лукашенко.
И более 5 часов торговался с Путиным, чтобы Россия увеличила поставки нефти. Много выпросить не удалось. Так что на белорусских НПЗ сейчас очень ждут азербайджанскую нефть с танкера, который разгрузился в Одессе. Немного, но хоть что-то.
В общем несговорчивость Москвы в нефтяном вопросе делает все более привлекательной схему с предоставлением сырья из Украины – на переработку, через трубопровод Одесса-Броды. Украинский рынок и так в этом году принял более 3 миллионов тонн топлива из Беларуси. А может быть больше.
«Украинский розничный рынок топлива сегодня более чем наполовину – это белорусский бензин. И почти наполовину – дизтопливо», – поясняет эксперт программы «Международная и внутренняя политика» Украинского института будущего Игорь Тышкевич.
Стоит отметить и встречу с руководителем группы компаний «ИПС Груп» Йенсом Хенкелем. Лукашенко уговаривал немецкого инвестора принять участие в модернизации завода «Могилевхимволокно».
«В ближайшее время вместе с нашей компанией вы, возможно, будете реализовывать один из важнейших проектов, основанных на высоких технологиях», – правитель Беларуси.
Похоже, имеется в виду производство полиэфирных текстильных нитей. Продукт переработки нефти очень востребован в военное время. Из него делают военную форму, кстати, на белорусской зоне. На постсоветском пространстве немногие занимаются производством такого качественного материала. А спрос постоянно растет.
«Спецодежда, военная форма, армированная нить для спецткани, начиная с тентов для автомобилей, а заканчивая армированием различных изделий в военной или нефтяной отрасли», – перечисляет Игорь Тышкевич.
Если в Беларуси получится модернизировать производство и увеличить выпуск армированного текстиля, то в Украине уже есть большой рынок сбыта. Но пусть Киев не надеется на настоящее братство. На этой войне Лукашенко продает оружие, топливо и униформу обеим сторонам.