За период 2006-2014 годов Беларусь получила донорской помощи в объеме более миллиарда долларов США (1.037 млн). За этот период совокупный годовой объем помощи увеличился в полтора раза (с 82,7 до 123,65 млн долларов). Однако исторический максимум был зафиксирован в 2010 году (147,9 млн долларов), а в следующие четыре года рост объемов помощи прекратился и удерживался на уровне около 125 млн в год, сообщает Thinktanks.by.
Об этом говорится в аналитическом документе «Роль и место гражданского общества в системе донорской помощи для Беларуси (2006-2014)», подготовленном Центром европейской трансформации (ЦЕТ).
Кто главные доноры
Как отмечается в работе, группа крупнейших доноров Беларуси состоит из 6 стран и международных структур, в числе которых: Германия, институты ЕС, США, Польша, Швеция и Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией (далее — Глобальный фонд). На долю этой шестерки приходится 78% всей помощи, которую получила Беларусь за рассматриваемый период. Остальными странами и международными структурами было выделено Беларуси в разы меньше: так, Франция (седьмой донор по совокупному объему помощи за 9 лет) выделила Беларуси 30,2 млн (3%), что в 2,5 раза меньше того, что выделил Глобальный фонд (75,8 млн) и почти в 5,5 раз меньше помощи со стороны Германии (161,8 млн). К числу небольших доноров помощи для Беларуси можно отнести: из числа стран-членов ЕС — Францию, Австрию, Чехию, Данию и Литву; из числа других европейских государств, не входящих в ЕС, — Норвегию и Швейцарию; из числа международных организаций — Глобальный экологический фонд (ГЭФ) и ООН (Беларуси выделяют помощь пять подразделений ООН, наиболее активными донорами являются ЮНИСЕФ и ПРООН). Также следует упомянуть таких «экзотических» для Беларуси партнеров, как Израиль, Турция и Япония.
В 2014 году первым донором по объему предоставленной помощи оказались институты ЕС (22%, или 27,4 млн долларов), далее идут в порядке убывания — Польша (16%, или 19,8 млн), США (12%, или 14,3 млн), Германия (11%, или 13,8 млн), Швеция (9%, или 11,6 млн.) и Глобальный фонд (8%, или 9,8 млн). Крупнейшим среди небольших доноров в 2014 году оказалась Австрия (3%, или 3,3 млн.). Традиционно значительная помощь была выделена из числа стран-членов ЕС: Францией (2,6 млн долларов), Литвой (1,8 млн) и Чехией (1,3 млн). За пределами ЕС заметными донорами в 2014 году были: Норвегия (3%, или 3,27 млн), ООН (2%, или 2,1 млн) и ГЭФ (1%, или 1,7 млн).
«Следует обратить внимание на Россию, которая также задекларировала данные своей поддержки развитию: согласно ОЭСР, в 2014 году Россия предоставила Беларуси 2,5 млн донорской помощи (2% совокупной донорской помощи в данном году). В статистической отчетности ОЭСР также появились данные по донорской помощи со стороны Израиля: в 2014 году это ближневосточное государство выделило 1,3 млн долларов, или 1% совокупной донорской помощи для Беларуси. На протяжении всего рассматриваемого периода шесть основных доноров для Беларуси формировали около 80% годового объема помощи», - отмечается в работе ЦЕТ.
В ней также обращается внимание, что Германия (самый крупный донор для Беларуси по совокупной помощи за 9 лет) постепенно уходит с первых позиций. В течение 2006-2009 годов Германия была самым главным донором для Беларуси, но с 2009 года объемы помощи со стороны этой страны начали сокращаться в абсолютных цифрах, что, в совокупности с возрастающей активностью других крупных доноров, привело к тому, что доля Германии сократилась с 22% в 2009 году до 12% в 2014 году.
Значение же институтов ЕС и Польши в донорской поддержке, наоборот, возросло.
«Рамки» Восточного партнерства
В документе содержится напоминание, что Беларусь является членом программы ЕС «Восточное партнерство», которая объединяет одной политической рамкой шесть постсоветских стран: Азербайджан, Армению, Беларусь, Грузию, Молдову и Украину.
Однако те объемы помощи, которые получила Беларусь от пяти крупнейших доноров за 9 лет, составляют только 6% от помощи, которую выделили эти доноры странам региона Восточного партнерства. Немногим меньше донорской помощи получил Азербайджан (5%). Самым крупным получателем помощи в регионе является Украина (35%), затем в порядке убывания — Грузия, Молдова и Армения.
« Такое распределение помощи отражает объективное состояние демократизации в странах региона, готовности к проведению демократически ориентированных реформ, внедрению демократических стандартов и т.д. (хотя, на самом деле, судя по событиям в Украине и Армении, по политике санкций ЕС в отношении Беларуси, речь идет, скорее, о субъективном восприятии этих вопросов донорами)», - говорится в работе.
Структура донорской помощи для Беларуси имеет две отличительные черты от таковой помощи другим странам региона Восточного партнерства. Первое отличие — это отсутствие очевидно доминирующего донора. Все пять крупнейших доноров, которые формируют 70% помощи для Беларуси, имеют в структуре получаемой Беларусью помощи приблизительно равное значение, внося сравнимые по порядку цифр суммы.
Второе отличие — это большая роль Польши, которая является вторым по значимости донором для Беларуси. Примечательно, что Польша отдает приоритет в регионе Беларуси и Украине: в абсолютных цифрах Польша выделила этим странам в десятки раз больше помощи, чем другим странам региона (в 2014 году Польша выделила почти 22 млн долларов помощи Украине и 20 млн помощи Беларуси, в то время как Грузия и Молдова получили около 3 млн помощи со стороны Польши, а Армения и Азербайджан — менее 0,5 млн долларов). Но в структуре помощи Украины вклад Польши не играет большого значения, в то время как для Беларуси Польша является одним из главнейших доноров.
Роль доноров в поддержке гражданского общества
Как отмечают эксперты ЦЕТ, за исследуемый период роль гражданского общества в качестве канала распределения донорской помощи выросла, что означает, что гражданское общество (европейское и беларусское) получает больше самостоятельности (больше ответственности в постановке целей и задач проектов, в их реализацию, в управлении денежными средствами).
«Исходя из результатов исследования, мы считаем важным подчеркнуть, что институты государственной власти Беларуси в качестве исполнителей проектов донорской помощи выступают крайне редко. В целом, количество проектов, в которых беларусские государственные органы явно являются партнерами, незначительное (хотя эти проекты (в сферах зеленой экономики, здравоохранения, приватизации и т.п.) могли быть и крупными). Чаще всего, управление проектами доноры передают не беларусским властям, а многосторонним организациям — ПРООН и ЕБРР», - говорится в аналитике.
Авторы отмечают, что с точки зрения секторального распределения донорской помощи для Беларуси, основным субсектором, на поддержку которого выделяет помощь ЕС, — это образование. Однако в этой сфере беларусская государственная система образования также получает лишь небольшую часть помощи субсектору. В основном, доноры направляют помощь на обучение беларусов в европейских вузах (стипендии, академические обмены).
«Помощь гражданскому обществу является вторым приоритетом для доноров из ЕС. В 2014 году доля помощи для гражданского общества составила 28% совокупной помощи ЕС для Беларуси. Основные направления поддержки гражданского общества — это «Демократическое участие и гражданское общество», «Права человека» и «СМИ и свобода информации». Ежегодно доноры постепенно увеличивают объем поддержки гражданскому обществу. Если посмотреть, какой объем помощи гражданскому обществу распределяется донорами посредством канала «НГО и гражданское общество», то ежегодно таким образом распределяется около 5 млн., что составляет, по различным оценкам, 20-40% совокупной помощи гражданскому обществу. В целом, объем помощи гражданскому обществу увеличивается, однако доноры используют для его распределения другие каналы, нежели канал «НГО и гражданское общество», - сказано в аналитической работе.
Выводы
Как отмечают эксперты ЦЕТ, по результатам анализа донорской помощи можно сказать, что Беларусь как получатель помощи не реализует свой потенциал. Такой вывод основывается на нескольких наблюдениях.
По мнению исследователей, во-первых, сравнение объемов помощи, которые получает Беларусь со стороны пяти своих крупнейших доноров (Германии, Польши, Швеции, институтов ЕС и США), с объемом помощи этих доноров другим странам региона Восточного партнерства показывает, что помощь, которую получает Беларусь, очень небольшая (меньше получает только Азербайджан). Страны региона, в которых процессы реформ идут более интенсивно, получают большее финансирование.
Во-вторых, результаты исследования показывают, что с 2011 года не наблюдается ни увеличение объемов совокупной донорской помощи для Беларуси, ни увеличение помощи для государственного сектора. Можно предположить, что доноры исчерпали потенциал увеличения поддержки, достигли определенного максимального уровня помощи, которую они могут предоставлять в условиях отсутствия реформ в Беларуси.
В-третьих, на протяжении всего исследуемого периода более половины помощи для Беларуси составляют стипендии для беларусов и помощь гражданскому обществу. Также довольно регулярно институты ЕС поддерживают проекты по модернизации инфраструктуры в сферах «общего интереса». Другие сферы получают минимальную поддержку.
«Все эти факты указывают на то, что у Беларуси есть большой потенциал получать больше донорской помощи, однако реализация этого потенциала станет возможной только с началом процесса реформирования», - убеждены эксперты Центра европейской трансформации.