На белорусско-польской границе у Сергея Анти изъяли кухонную вытяжку, а позже суд еще и оштрафовал мужчину.
22 октября Сергей Анти ехал из Польши через пункт пропуска «Песчатка». В легковом автомобиле мужчина вез кухонную вытяжку. В декларации он указал массу товара без заводской упаковки — 30 кг. Однако при контрольном взвешивании учитывалась масса брутто, которая составила 37 кг. За предоставление недостоверных сведений о товаре, перемещаемом для личного пользования, Сергей получил протокол и лишился вытяжки стоимостью почти 500 долларов, пишет tut.by.
Минчанин Сергей возвращался из Польши с тремя друзьями. Одна из пассажиров — девушка на 8-м месяце беременности. Ехать решили через пункт пропуска «Песчатка», так как там транспортный поток меньше, чем в соседнем «Бресте». К границе подъехали около 20.30 и стали в красный коридор. Перед поездкой Сергей на сайте ГТК изучил нормативные документы, касающиеся перемещения товаров для личного пользования. Освежил знания уже непосредственно в самом пункте пропуска на стенде. Несмотря на большой объем полученной информации, прояснить для себя вопрос заполнения декларации полностью Сергей не смог.
Камнем преткновения стала графа о весе перевозимого товара.
— В пункте 21 Порядка заполнения пассажирской таможенной декларации, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 287, не указанно конкретно, какой вес, брутто или нетто, должен указываться при заполнении декларации. В бланке таможенной декларации данная информация также отсутствует, т.е. не указано, какой именно вес необходимо писать — брутто (с учетом веса упаковки) или нетто (без учета веса упаковки), — объяснил Сергей.
Так как вытяжка перевозилась через Беларусь не транзитом, а для личного пользования, минчанин в декларации указал вес нетто — 30 кг.
— При приеме на рассмотрение декларации инспектор не уточнил, какой вес вытяжки должен быть указан. Он также не предоставил документы или информацию о нормативных правовых актах, обязывающих меня при заполнении декларации указывать вес брутто, — рассказал собеседник.
В итоге Сергей отдал декларацию таможеннику. Вскоре вытяжку вытащили из машины и прямо в упаковке поставили на весы, которые показали 37,2 кг. Данный факт сотрудники таможни зафиксировали на фотоаппарат, а мужчине сообщили, что он совершил административное правонарушение — предоставил недостоверные сведения о товаре.
Возмущенный Сергей снял упаковку с вытяжки и погрузил ее на весы. Товар со всеми деталями весил 29,4 кг. Однако это не спасло ни его, ни вытяжку. Сотрудники таможни отказались фиксировать показания весов без упаковки и, соответственно, приложить данную информацию к протоколу. В упаковке его вытяжка весила более 35 кг, а значит, попадала под определение «неделимого товара», за перевозку которого необходимо заплатить совокупный таможенный платеж. Сергей же в своей декларации указал вес менее 35 кг, что формально выглядело, как предоставление недействительных сведений с целью уклонения от уплаты. Хотя минчанин настаивает, что ничего не пытался утаить и перед подачей документа сообщал сотрудникам таможни о массе нетто и массе брутто перемещаемого товара.
— С моей стороны поступило предложение вернуть автомобиль с товаром на сопредельную сторону, в чем мне было категорически отказано. Сказали, что все попало на камеру видеонаблюдения, — сетует минчанин.
Сергей также сообщил сотрудникам таможни, что до прохождения таможенного контроля он хотел выбросить упаковку, но не стал этого делать, так как не нашел мусорных баков в пункте пропуска, а также опасался повредить вытяжку.
Как рассказал собеседник, затем машину отогнали на стоянку, а на колесо надели блокиратор. Водителя с пассажирами «пригласили» в комнату для оформления административного материала.
— Время оформления акта таможенного осмотра, а также протокола об административном правонарушении составило в общей сложности 6 часов. И это не учитывая простоя в очереди. Все это время мы находились в помещении РПТО «Песчатка», где стоял стол и один стул на четверых человек. Беременной девушке ввиду ее положения приходилось периодически лежать на столе, чтобы снять напряжение с позвоночника. Дополнительные стулья были предложены начальником смены спустя 4 часа пребывания. Ни чая, ни даже воды не предложили, — рассказал Сергей.
В итоге в отношении Сергея составили протокол по ч. 3 ст. 14.5 КоАП за представление таможенному органу при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений и изъяли вытяжку.
Прав или виноват?
Сергей Анти виновным себя не считает и настаивает, что в своей декларации он предоставил достоверные сведения. По убеждению минчанина, в Соглашении о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, нет указания, что в понятие «неделимый товар» входит также и его упаковка.
Так, в документе указано, что под неделимым товаром для личного пользования принимается товар для личного пользования весом более 35 килограммов, состоящий из одной единицы или одного комплекта товара, в том числе перемещаемый в разобранном, несобранном, некомплектном или незавершенном виде, при условии, что товар обладает основным свойством собранного, комплектного или завершенного товара. Комплектность может определяться на основании сведений, представленных изготовителем, продавцом или отправителем товара на ярлыках, в паспортах изделий, гарантийных талонах, упаковочных листах, иных документах, а также исходя из общепринятого (традиционного) применения такого товара или комплекта, отвечающего их функциональному предназначению.
— В данном определении нет указания, что под «неделимым товаром» понимается также его заводская упаковка, — объяснил собеседник.
Можно было и без упаковки
Свою ситуацию Сергей Анти описал в обращении в Государственный таможенный комитет. Его письмо направили для рассмотрения в Брестскую таможню.
В ответе, который получил собеседник, указывалось, что в пассажирской таможенной декларации необходимо указывать сведения, необходимые для исчисления и взимания таможенных платежей, а не сведения о массе нетто или массе брутто.
«В случае ввоза физическим лицом на таможенную территорию Союза товара в первичной упаковке, которая неотделима от товара до его употребления и в которой товар предоставляется для розничной продажи, такая упаковка (масса упаковки) должна учитываться при определении физических характеристик (массы) ввозимого товара, в том числе для целей отнесения такого товара к категории „неделимый товар“. Вместе с тем в случае ввоза физическим лицом товара для личного пользования без первичной упаковки при определении его весовых характеристик учитывается фактическая (установленная на момент ввоза) масса такого товара. При этом законодательством не установлена ответственность за ввоз на таможенную территорию Союза товара без его первичной упаковки», — говорилось в письме за подписью заместителя начальника таможни по правоохранительной работе Игоря Рудакова.
За комментарием ситуации журналисты обратились в пресс-группу Брестской таможни. Как пояснили в ведомстве, в соответствии со статьей 2 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18.06.2010 неделимый товар — это товар весом более 35 килограммов, состоящий из одной единицы или одного комплекта. В том числе — перемещаемый в разобранном, несобранном, некомплектном или незавершенном виде (при условии, что он обладает основным свойством собранного, комплектного или завершенного товара).
— При этом учитывается масса товара с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи. Таким образом, при перемещении через границу вытяжки в упаковке весом 37 килограммов она будет считаться неделимым товаром. При заполнении пассажирской таможенной декларации необходимо указывать вес товара с учетом веса первичной упаковки, в которой он фактически перемещается, — пояснили в пресс-группе, добавив, что если весовые характеристики товара для личного пользования с учетом массы его первичной упаковки влияют на уплату таможенных пошлин, налогов, а также на отнесение товара к категории «неделимый товар», указание в пассажирской таможенной декларации сведений о массе товара без учета массы его первичной упаковки при его перемещении в такой упаковке образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.5 КоАП.
На вопрос о том, почему составление административного материала заняло так много времени, в ведомстве пояснили, что длительность проведения таможенных операций связана с многократными разъяснениями гражданину требований законодательства, предоставлением ему документов и информации, содержащейся на стендах пункта пропуска.
— В данном случае время проведения административного процесса в отношении гражданина соответствовало требованиям статьи 8.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Всем гражданам неоднократно предлагались места для отдыха, от чего они отказались. Данные факты подтверждаются видеозаписями с камер наблюдения, — сообщили в пресс-группе.
Заплатить, простить и забыть?
Вскоре материалы административного правонарушения направили в суд. Дело рассматривалось в Бресте. Поскольку таможенное регулирование осуществляется в рамках Таможенного союза, минчанин просил суд принять во внимание решение Сортавальского городского суда Республики Карелия Российской Федерации от 06.06.2013, в котором рассматривается аналогичная ситуация, которая разрешилась в пользу обвиняемого.
Несмотря на приведенные аргументы и приложенные материалы, суд первой инстанции признал Сергея Анти виновным и наказал пятью базовыми величинами штрафа без конфискации предмета административного правонарушения. Вытяжку минчанину пока не вернули, но на этом он не собирается сдаваться, так как убежден в своей правоте. В ближайшее время он намерен обжаловать решение районного суда в областной инстанции, а также отправил запросы за разъяснением норм таможенного законодательства в органы государственного управления Республики Беларусь, а также Евразийскую Экономическую комиссию.
— Проще заплатить пять базовых и забыть обо всем этом. Но для меня это дело принципа, — пояснил собеседник.