Как заявил в ведомственном журнале "ГК" главный инспектор ДФР КГК Рамиль Сапаров, в последнее время в Беларуси удалось преломить в лучшую сторону ситуацию с функционированием в стране лжепредпринимательских структур, которые уводили от налогообложения огромные средства с реального сектора экономики, в том числе от деятельности государственных предприятий.
По данным КГК, за 2013-2016 годы в Беларуси выявлено 55 преступных групп, которые занимались регистрацией и функционированием более тысячи лжепредпринимательских структур. При этом органами финансовых расследований и финансовой разведкой применен новый подход к противодействию криминальному финансовому бизнесу, в результате которого к ответственности начали активно привлекаться и клиенты так называемых "финок". Была разработана даже специальная программа по выявлению клиентуры лжепредпринимательских структур. За те же 2013-2016 годы были установлены более 9 тыс. субъектов реального сектора экономики, которые проводили финансовые операции с лжепредпринимателями.
Итогом такого масштабного наступления на криминальный финансовый бизнес стало не только значительное сокращение количества лжепредпринимательских структур в Беларуси, но также серьезное снижение спроса на их услуги. Поэтому сегодня департамент финансового мониторинга и Департамент финансовых расследований КГК сосредоточили свои усилия на выявлении более сложных финансовых схем, в которых существенную роль играют оффшорные компании.
Как заявил Рамиль Сапаров, по своей сути оффшорную компанию во многих случаях можно рассматривать как лжепредпринимательскую структуру. Кроме того, не для кого не секрет, что для аналогичных целей оффшоры и создаются, отмечает главный контролер Беларуси. Сейчас даже налажен бизнес по продаже готовых офшорных компаний с комплексным юридическим сопровождением и со своими зиц-директорами. Поэтому у белорусского бизнеса есть большой соблазн ввязаться в сомнительные схемы с использованием офшоров. Однако КГК в лице Департамента финансового мониторинга и Департамента финансовых расследований, намерен поставить им серьезный заслон.
Пробный камень в сторону работающих в Беларуси оффшорных компаний был брошен еще в конце 2015 года, когда финансовая разведка выявила оффшор, бенефициарным владельцем которого являлся директор белорусского завода. Используя свою компанию, директор проводил через нее крупные сделки по покупке оборудования, завышая реальную цену более чем в два раза. Речь идет о миллионах долларов, которые были выведены на офшорную компанию, а затем легализованы.
Сейчас ДФМ и ДФР КГК начали масштабную работу по выявлению незаконных финансовых операций именно с использованием оффшорных компаний, не забывая и о классических лжепредпринимательских структурах.
По словам Рамиля Сапарова, в Беларуси имеются свободные экономические зоны и территории, в которых законодательством предусмотрены освобождение от налога на прибыли и также другие льготные условия для бизнеса. Поэтому, считает главный контролер страны, в Беларуси нет необходимости использования как лжепредпринимательских структур, так и оффшорных компаний.