Ежегодно учиться за рубеж уезжает в два раза больше белорусских студентов, чем в Беларусь приезжает иностранцев.
Успешно конкурируя с другими странами по ценам на образование, Беларусь проигрывает в его качестве и перспективах, которые может дать белорусский диплом.
Кто уезжает, куда уезжает
В Беларуси есть фобия в отношении Болонского процесса, считает член Общественного Болонского комитета Павел Терешкович. Мол, «стоит чуть-чуть приоткрыть калитку, то есть начать реализовывать программы мобильности, и молодежь побежит из страны так, что пятки засверкают».
Однако и до вступления страны в Болонский процесс белорусские студенты уезжали за границу. Согласно данным ЮНЕСКО, количество белорусских студентов, обучающихся за рубежом, увеличилось с 2001-го по 2015 год более чем в пять раз. Сейчас за рубежом обучается более 35 тысяч белорусских студентов.
Наша страна занимает 93-е место по количеству населения и 20-е по абсолютному числу обучающихся за рубежом. «Мы чуть-чуть отстали от Пакистана», — сказал Терешкович.
На 10 тысяч населения Беларуси приходится 37 студентов, обучающихся за рубежом. Для сравнения: в России — 3,4, в Украине — 9,3, в Молдове — 38, Литве — 42, Туркменистане — 52.
Большинство белорусских студентов — более 30 тысяч, получающих образование за границей, учатся в России. Это объясняется, в первую очередь, географической и языковой близостью. Также у молодых белорусов популярны Польша и Литва.
Массовый выезд белорусских студентов на учебу в Россию во многом связан с тем, что с 2008 года эта страна активно продвигает свои образовательные услуги и ежегодно предоставляет 15 тысяч бюджетных мест для иностранных студентов, отметил Терешкович.
Увеличилось количество белорусских студентов и в Восточной Европе, например, удвоилось их количество в Чехии. При этом сократилось количество студентов из Беларуси во Франции, США и Германии. Особой политической подоплеки здесь нет, сказал Терешкович. Например, в 2011 году, когда в Беларуси были массовые отчисления студентов после президентских выборов 2010 года, число обучающихся за рубежом наших соотечественников увеличилось всего лишь на 16%.
Каждый студент уезжает по своим причинам. Кто-то едет за лучшим качеством образования, перспективами, другие — чтобы избежать обязательного распределения.
Член общественного Болонского комитета Владимир Дунаев отметил, что «институт распределения приобретает все более уродливые формы и становится все более абсурдным», так как государство сегодня не в состоянии обеспечить рабочие места выпускникам.
Кроме того, права выпускников платной и бесплатной форм обучения не равны, хотя должны быть таковыми, отметил Владимир Дунаев. И те, и другие должны иметь право на первое рабочее место и льготы при трудоустройстве, предусмотренные для молодых специалистов.
Кто приезжает
Въездной поток формируют студенты из Центральной и Восточной Азии, Большинство студентов-иностранцев — граждане Туркменистана. Количество граждан Китая среди студентов-иностранцев приближается к 10%.
Как считает Владимир Дунаев, иностранные студенты в Беларуси рассматриваются в первую очередь как источника дофинансирования системы образования в условиях дефицита средств.
«Это актуально, — сказал Владимир Дунаев, — так как численность студентов в целом в стране сокращается. Демографическая яма привела к серьезному уменьшению поступлений от студентов».
«Мечта об иностранных студентах, особенно китайских, есть не только у белорусских ректоров, но и у европейских, — отметил Дунаев. — Во многом вступление нашей страны в Болонский процесс было связано с желанием привлечь как можно больше иностранных студентов в Беларусь, продемонстрировав мировой общественности, что мы являемся частью Европейского пространства высшего образования».
Однако, подчеркивает эксперт, в Беларуси надо думать о том, чтобы система образования была привлекательна для собственных студентов, «которые сейчас голосуют против системы, уезжая за рубеж».
«...побежали, но вовремя остановились»
Интернационализация высшего образования Беларуси является составляющей наших обязательств по выполнению дорожной карты реформирования высшей школы. Беларусь должна развивать мобильность научно-педагогического персонала и студентов.
Для студента это стажировки и обучение за рубежом. Однако у белорусских вузов сегодня просто нет средств, чтобы обеспечивать своим студентам заграничные поездки.
Существует также необходимость получать разрешения на поездки за рубеж в Министерстве образования. Как отметила член Общественного Болонского комитета Татьяна Кузина, многие студенты и преподаватели еще на этапе сбора документов отказываются от поездок, опасаясь бюрократических проволочек.
Татьяна Кузина подчеркнула, что в целом Беларусь не может следовать дорожной карте избирательно: «Выполнять необходимо все ее положения». Пока же, согласно исследованию Общественного Болонского комитета, положения дорожной карты для Беларуси реализованы не более чем на 10%.
Но будет ли Минобразования эффективно создавать условия для реализации положений дорожной карты, если глава государства публично подвергает сомнению необходимость участия страны в Болонском процессе?
Напомним, Александр Лукашенко 17 ноября на пресс-конференции в Минске для представителей российских региональных СМИ сформулировал свою точку зрения по поводу вступления Беларуси в Болонский процесс таким образом:
«Упаси вас господь! Мы за вами (за Россией — БелаПАН) побежали, но вовремя остановились, за каким-то Болонским процессом... Добежимся до того, что потеряем образование в угоду Западу. Они приезжают к нам и завидуют: у нас хорошее образование. А мы рвемся в Болонский процесс. Некоторые нас предупреждают: не делайте этого. Те добрые люди, которые неполитизированные, не политики. А мы уже там. Мы за вами туда вступили — эта магистратура, бакалавриат. Мы их приспособили к нашему образованию, не стали ломать образование. Слава богу, если поняли, что не туда побежали, остановились».
Беларусь не могла бы вступить в Болонский процесс, если бы глава государства это не одобрил, отметил Владимир Дунаев. Критическое же отношение Лукашенко к этой теме можно объяснить необходимостью подыгрывать электорату. «Правитель понимает, что белорусы действительно устали от реформ в образовании, которые с советских времен создавали людям много проблем», — отметил Владимир Дунаев.
Однако, сказал он, выполнение положений дорожной карты — это международные обязательства Беларуси. Причем ответственность за выполнение будет нести не Министерство образования, а правительство в целом.
Елена Спасюк, naviny.by