Рост объемов новых Br-вкладов физлиц оказался недолгим: после 2-х месяцев усиления притока, что было ответом на многомесячную финансово-курсовую стабильность, в октябре население снова снизило объем новых срочных Br-депозитов, несмотря на выгодность такого вложения капитала в том месяце.
Кроме того, резко упал и принос на валютные вклады, что привело к тому, что суммарно, в Br-рублях и иностранной валюте, на новые срочные депозиты в октябре привлечено денег от населения на одну из самых низких сумм в этом году.
А с учетом инфляции (через устранение инфляционного неравенства, различий в покупательской способности, которая нарастает с течением времени) октябрьский принос стал наименьшим за много лет.
Новые срочные вклады в национальной валюте
В октябре было открыто новых срочных вкладов физлиц в национальной валюте (а в статистику включаются не только физический приток “новых” денег в банк извне, но и рекапитализация начисленных процентов, а также продление уже действущего вклада на новый срок без выноса денег из банка) на Br212 млн (в т. ч. по сроку да 1 года - Br167 млн, свыше 1 года – Br 45 млн), что меньше, чем было в предыдущем месяце.
Это первое падение объема валового притока Br-рублей от населения на новые срочные Br-депозиты после 2-х месяцев роста, несмотря на то, что в октябре эти вклады были еще очень выгодным вложением: долларовая доходность составляла более 30% годовых, во многом благодаря укреплению Br-рубля в том месяце.
При этом еще следует учесть, что в октябре банки начислили Br44 млн процентов, значительная часть которых капитализировалась в новый вклад, а если добавить к этому еще и пролонгацию действующего депозита, то новых денег извне в банки население несет сейчас, получается, совсем незначительное количество.
Рекордная сумма валового притока на новые срочные Br-рублевые депозиты была в апреле 2015-го - Br1,404 млрд, после чего пошло быстрое сокращение, в первую очередь, в связи с девальвационными ожиданиями, которые подтвердились в августе того года, а также из-за падения реальных доходов населения.
А с учетом инфляционного ослабления стоимости Br-рубля (сегодняшний Br-рубль по своей покупательной способности отличается от более раннего Br-рубля на величину инфляции за прошедший период) октябрьский объем новых срочных Br-депозитов остается одним из самых низких за 14 лет.
Даже в 2011-м, когда от стремительно девальвирующего Br-рубля пытались избавиться как можно быстрей (вспомним очереди в обменные пункты, пустые полки в магазинах импортной бытовой техники), валовый приток Br-рублей от населения на срочные Br-вклады был, в сопоставимой покупательной способности, более значительный, чем сейчас, в том числе на депозиты со сроком более 1-го года.
В долларовом эквиваленте новых срочных Br-вкладов в октябре открыто на $111 млн. Это также меньше, чем в прошлом месяце. А ведь еще недавно, чуть более года назад, $-эквивалент «свежих» срочных Br-депозитов был в разы больше (ежемесячно их открывалось тогда на $500-900 млн в эквиваленте).
Максимум же $-эквивалента новых срочных Br-вкладов физлиц был в конце 2013-го – начале 2014-го - более $1 млрд (и даже $1,2 млрд) новых Br-вкладов в $-эквиваленте тогда открывалось за месяц.
Низкий объем новых срочных Br-депозитов физических лиц при очень высокой долларовой доходности таких вкладов - результат падения реальных доходов населения, когда «лишних» денег, раньше откладывавшихся из зарплат и прочих доходов в долгосрочные сбережения, остается меньше.
А высокая (в отчетном периоде – 78,9%) доля «коротких» (на срок до 1 года) депозитов в общей сумме новых Br-вкладов физических лиц говорит о сохраняющемся беспокойстве в отношении финансовой системы страны и банковского сектора, опасении очередной девальвации в течение года.
Новые депозиты в иностранной валюте
Новых срочных вкладов физлиц в иностранной валюте в октябре открыто на $506 млн (в т.ч. на срок до 1 года - $306 млн, на срок св. 1 года - $199 млн), что на $79 млн меньше, чем в сентябре. Это 2-й месяц падения объемов.
Октябрьский объем новых срочных вкладов в валюте - это уровень 2012-13 гг. Исторический рекорд валового притока валюты от физлиц в банки был недавно: в августе 2015-го он состоялся в сумме $1,512 млрд (тогда из-за девальвации Br-рубля произошел переток из Br-рублевых в валютные, появился дополнительный объем).
Рост интереса к валютным вкладам начался с 2009-го года, когда в начале того года произошла неожиданная для многих обывателей девальвация Br-рубля, и обладатели Br-вкладов сильно потеряли в $-эквиваленте, а процентные ставки по валютным вкладам в 2009-ом выросли до 10-12% годовых (сейчас они – 2-4 % годовых).
До 2009-го года новых срочных валютных вкладов открывалось мало, предпочтение отдавалось Br-рублевым: с 2001-го по 2008-й Br-рубль был стабилен, и Br-рублевые срочные депозиты давали прибыль в $-эквиваленте намного большую, чем непосредственно долларовые.
Br-эквивалент октябрьского объема новых срочных валютных вкладов физлиц – Br966 млн, самый маленький не только этого года, но и с ноября 2014-го. А рекордный месячный приток валюты на новые срочные вклады в Br-эквиваленте - почти Br2,5 млрд (в августе 2015-го). И это пересчитано по тогдашнему курсу Br/$. По сегодняшнему было бы Br3 млрд.
В Br-эквиваленте новых срочных вкладов физлиц в иностранной валюте в период до 2009-го года был вообще мизер в сравнении с сегодняшними объемами даже с поправкой на инфляцию и покупательскую способность на порядок ниже, чем сейчас.
Более низкий, чем 1-2 года назад, приток валюты на срочные вклады происходит как по причине сокращения реальных и номинальных, в долларах, доходов от экономического кризиса, так и из-за нежелания “затягивать пояса”: пытаясь сохранить достигнутый уровень потребления приходится сдавать накопленную в “жирные годы” валюту (в том числе ту,что находится на депозитах, а это более $7 млрд остатков), а не размещать ее на новых $-вкладах. Это подтверждается многомесячной чистой продажей валюты населением и снижением остатков валютных вкладов физлиц.
Если “длинных” (на срок свыше 1 года) срочных Br-вкладов население открывает лишь 21,1% от всей суммы, а “коротких” – 78,9%, то есть 1:3, то по срочным вкладам в иностранной валюте соотношение заметно лучше, 2:3 - “длинных” новых инвалютных депозитов открыто в октябре 39,4% от всех, а “коротких” – 60,6%, что лишний раз доказывает, что для долгосрочных банковских сбережений белорусы выбирают доллары и евро, несмотря на то, что доходность по валютным вкладам очень низкая.
Все новые депозиты физлиц – суммарно в национальной и иностранной валюте
Общий объем всех новых, открытых в октябре, срочных вкладов физических лиц (Br-рублевых + инвалютных в Br-эквиваленте) - Br1,178 млрд. Это заметно меньше, чем было в прошлом месяце, а вообще падение идет 2-й месяц подряд, частично из-за снижения Br-эквивалента валютных депозитов при падении курса доллара.
Но в целом видно, что ежемесячные объемы новых срочных вкладов стабилизировались в пределах Br1,2-1,5 млрд. В этой сумме капитализированных процентов немного, около Br80 млн, остальное - переоформление закончившихся по сроку договора старых срочных депозитов на новые и принос денег в банк извне, с текущих доходов (по данным Белстата, объем всех в стране денежных доходов населения в месяц в настоящее время, в среднем, Br2,5 млрд) или из внебанковских сбережений («из матраса»).
Новых срочных Br-рублевых депозитов физлиц в октябре – Br212 млн, валютных – Br966 млн экв. На срок до 1 года – на Br752 млн, на срок свыше 1 года – на Br425 млн.
В 2015-ом году средний объем всех (Br-рублевых и валютных) срочных новых депозитов физлиц – более Br2,5 млрд в месяц, а максимум был в августе 2015-го – Br3,136 млрд. Новых депозитов физлиц в Br-рублях сейчас открывается как в 2014-ом.
Но если убрать инфляционное неравенство сегодняшних и прошлых объемов (используя официальный индекс потребительской инфляции от Белстата), то сумма новых срочных вкладов от населения в отчетном октябре – самая маленькая не только в этом году, но и за многолетний период.
В долларовом эквиваленте объем валового притока средств населения в октябре на все срочные вклады во всех валютах - $617 млн. Три месяца назад был зафиксирован минимум за 8 лет, $589 млн. В 2014-15 гг. объем $-эквивалента новых депозитов был до $2 млрд в месяц, а иногда и превышал этот уровень.
В октябре доля «коротких» (на срок до 1 года) среди всех открытых в этом месяце срочных вкладов физлиц – 36,1%, «длинных» (на срок более 1 года) – 63,9%. Лишь однажды население открывало больше «длинных» новых срочных вкладов, чем «коротких» - в мае-июне 2006-го.
Иностранной валюте белорусы продолжают доверять больше: 83,4% новых вкладов в сентябре открывалось именно в ней. Хотя в прошлом месяце было больше – 86,4%, а рекордный процент доли валютных вкладов в общем объеме новых срочных депозитов физических лиц – 88,0%, зафиксирован в ноябре 2015-го.
В ноябре доллар в Беларуси заметно подорожал, сделав срочные Br-вклады, процентные ставки по которым сильно упали, не выгодным вложением в $-эквиваленте. Поэтому ожидается дальнейшее снижение валового притока Br-рублей от населения на срочные Br-депозиты. Также может продолжиться и сокращение приноса на срочные вклады физлиц в иностранной валюте. Что приведет к тому, что в ноябре обновится многолетний минимум объема всех новых срочных вкладов населения, открытых в течение месяца.