Бюджетников Минской области сгоняют чистить лесополосу после урагана и собирать кукурузу из-под снега.
В Вилейке работники госучреждений убирают кукурузу, а в Логойском районе — по приказу местного райисполкома с топорами расчищают лесополосу. Портал tut.by узнал, законно ли направление сотрудников на работу, не прописанную в их трудовом договоре.
— За эту работу нам не платят отдельно, просто ставят обычный рабочий день, за который начисляется зарплата. В первый день я не знал, куда мы поедем, был не готов, испачкался в грязи по пояс и замерз. Сейчас уже надеваю телогрейку и ботинки. Но сначала был в шоке: ноябрь на дворе, а мы убираем кукурузу, — рассказывает Илья, который работает в поле уже третью неделю.
Илья говорит, что в такую погоду трактора, которые увозят собранное, вязнут в грязи. По его оценке, на кукурузном поле трудится около пятидесяти человек. Всего от центра Вилейки отъезжает каждый день по три автобуса от разных организаций, их развозят по участкам. Кукурузы для уборки еще много.
— Нам сказали — мы сделали. Начальники организаций говорят: вы сегодня едете на кукурузу. И мы едем.
Сотрудница госучреждения из Вилейки рассказала, что их организация получила постановление Вилейского райисполкома: направить работников на уборку кукурузы. Списки сотрудников составляют ежедневно, ездит тот, кто «более свободен». Женщина говорит, что такая инициатива нравится не всем, особенно в такую погоду:
— Холодно же по колено в воде стоять… Но никто не отказывается.
Получить оперативный комментарий у председателя Вилейского райисполкома не удалось. Председатель СУП «Восточный Агро», к которому относятся поля деревни Рабунь, где проводилась уборка кукурузы, на вопросы журналистов о сроках сбора урожая отвечать не стал.
В Миноблисполкоме объяснили, что сроки сбора урожая кукурузы в Вилейском районе сдвинулись из-за погодных условий.
— Пронесся ураган, и все силы были брошены на то, чтобы в деревнях крыши накрыть людям, расчистить дороги. Поэтому немного запоздали со сроками. С кукурузой ничего не случится, — объяснили там.
Ведущий научный сотрудник НПЦ НАН Беларуси по земледелию, кандидат сельскохозяйственных наук Николай Надточаев согласен с тем, что подобная задержка сбора урожая кукурузы — «плохо, но не трагично». По его словам, время уборки зависит от региона: на юге страны ее убирают раньше, на севере — позже, так как зерно дольше вызревает. Но при нормальных условиях кукуруза на силос (ботва, листья и стебли растений, заквашенные на корм для животных) должна быть убрана в середине октября.
— Сейчас снег, это уборка с потерями, инфекция накапливается. Но надо учитывать форс-мажорные обстоятельства этого года: необычно влажный октябрь, ранние заморозки, снег в ноябре. Все это задержало уборку. При таких объемах посевов кукурузы сложно было ее убрать.
Специалист говорит, что собранная сейчас кукуруза на силос уже не пойдет, но зерно будет пригодно для корма. В такую погоду собрать урожай обмолотом уже невозможно из-за высокой влажности, а вот срезать початки и собрать зерна можно.
«Людей заставляли убирать снег, а сейчас — лесополосу»
Тем временем в Логойском районе 1 декабря работников госучреждений также привлекли к общественному труду. Читатель TUT.BY прислал в редакцию фото распоряжения Логойского райисполкома, где работникам 21 предприятия предлагают принять участие в санитарной очистке лесополосы. При себе нужно иметь топоры.
— Исполняющий обязанности председателя лично поверяет наличие людей после обеда, чтобы не разбежались, — говорит очевидец.
Еще один читатель TUT.BY из Логойского района утверждает, что общественные работы здесь не редкость.
— В этом году все началось с традиционных весенних субботников. Однако руководство района пошло дальше. Все лето и часть осени сотрудники госучреждений работали на возведении статуи «Матери Божьей» в райцентре — ежедневно убирали прилегающую территорию. Потом началась подготовка к Дожинкам. Каждый день люди носили и разравнивали землю. Потом выпал снег, и за два дня до Дожинок людей заставили его убирать, причем не с тротуаров, а со всей территории, возле которой будет проводиться праздник. Ночью снег выпал снова, после чего было принято решение просто разравнивать его, что люди добросовестно и сделали.
Сейчас мужчина возмущен новым приказом по уборке лесополосы.
— Почему люди зимой вынуждены работать (за явку личную ответственность несет руководитель организации), чем занимаются специальные службы, которые должны выполнять эти работы и самое главное, кто получает за это деньги?
Исполняющий обязанности председателя Логойского райисполкома Павел Савко пояснил, что очистка лесополосы была необходима из-за аварийного состояния сухих деревьев. Это может угрожать безопасности дорожного движения.
— На лесополосе должен быть порядок, дорожники сами не справятся. Деревья не должны лежать и закрывать вид на дорогу, в больном дереве заводится короед, гниль. 1 декабря люди отрабатывали за субботу — это как субботник у нас по решению Минского облисполкома. Было поручение проверять явку под личную ответственность начальников организаций. Зимой свежий воздух, только за радость пообщаться и поработать! А жалуются только те, кто ничего не делает по работе и ничем не помогает в общественной деятельности. Это же красота нашего района, Логойск — гордость страны, изюминка, сюда иностранцы приезжают — все должно быть убрано.
Профсоюз: работник должен своими заниматься непосредственными обязанностями, но есть исключения
Главный правовой инспектор труда Минского областного объединения профсоюзов Алеся Шпетная, объяснила, что в рабочее время работник должен заниматься своими непосредственными обязанностями, которые определены трудовым договором. Но вместе с тем, по статье 33 Трудового кодекса Республики Беларусь в случае производственной необходимости наниматель имеет право перевести работника на не обусловленную трудовым договором работу (по другой профессии, специальности, квалификации, должности), а также на работу к другому нанимателю.
Производственной необходимостью считается необходимость предотвращения катастрофы, производственной аварии, немедленное устранение их последствий либо последствий стихийного бедствия, предотвращение несчастных случаев, простоя, уничтожения или порчи имущества нанимателя либо иного имущества, а также замещение отсутствующего работника. При этом работник не может быть переведен на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.
— Временный перевод производится на основании приказа (распоряжения), в котором должен быть указан срок перевода, причем при отсутствии согласия работника, он не может превышать 1 месяц, — говорит Алеся Шпетная.
Специалист также пояснила, что временный перевод в связи с производственной необходимостью на работу в другую местность допускается только с согласия работника. Оплата труда в таком случае производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.