Многим кажется, что во всем виновата жара.
Пишет в своем блоге на "Эхо Москвы" лидер "Европейской Беларуси" Андрей Санников
Люди вообще предпочитают объяснять любые непонятные явления стихийными бедствиями, не зависящими от их воли. И когда вокруг вдруг начинают рушиться стереотипы, когда возникают и исчезают новые конфигурации, когда враги и союзники меняются местами, проще всего назвать причиной аномальную жару или холод, или грозу.
А явления вокруг происходят действительно аномальные – просто потому, что их никто не мог предвидеть.
Российские телеканалы, близкие к Кремлю, вдруг становятся на сторону белорусской оппозиции и обвиняют белорусские власти в политических убийствах. Российские либералы и независимые журналисты в растерянности: то, о чем они сами говорили много лет, вдруг транслируется с телеэкранов.
И если по привычке ругать власть, то получится, что нужно становиться на сторону Лукашенко, которого эта власть обижает. А не стать адвокатом Лукашенко – это значит вроде как поддержать Кремль. И некоторые все-таки выбирают Лукашенко и в ту же минуту перестают быть и либералами, и независимыми журналистами.
Когда бьющийся за поддержку Европы Саакашвили спешит на выручку белорусскому диктатору, он теряет лицо в Беларуси.
И для многих белорусов, которые приветствовали революцию роз, биография Саакашвили на этом заканчивается. Лукашенко мечтает о Европе без прав человека и под эту свою «мечту» рассчитывает получить их же, европейские, кредиты. А Саакашвили, принимаемый на Западе, уже готов замолвить словечко за нового друга.
Европейские лоббисты политики диалога с диктатором тоже в растерянности: они уже почти убедили свои правительства в неизбежности лукашизма, а он вдруг затрещал с противоположной стороны.
И с Запада начинают доноситься реплики: «Теперь мы просто обязаны ему помочь. Противно, конечно, но мы ведь по определению не можем быть с Россией заодно».
Сам Лукашенко после многолетнего уничтожения белорусского языка, культуры и истории учит роль защитника независимости Беларуси и борца с российской империей, и находятся недоумки, которые это поддерживают.
А в Беларуси люди, привыкшие к поддержке Россией белорусского диктатора, осторожно задаются вопросом: а может, они там, в Кремле, свою ошибку осознали?
В России Михаил Горбачев говорит о необходимости перестройки-2, а главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов и акционер газеты Александр Лебедев готовы нести эту идею в массы, создавая Гражданский форум.
И Горбачев прав: это начало нового осмысления действительности.
Сквозь устаревшие, прогнившие, косные схемы политики и геополитики прошлого века неумолимо пробиваются новые реалии. Нынешний век напоминает нам всем, что разменял второй десяток, и пора бы всем выйти наконец из плена века двадцатого.
Оказалось, что Европу и Россию связывает не только газопровод.
Они нужны друг другу в этом новом веке, и только на границе между Европой и Россией обнаружилось то самое узкое место, которое создает непроходимость всего нового, – это Беларусь под диктатурой Лукашенко. Она мешает проведению той самой модернизации, которая у всех на устах, она мешает перезагрузке, как сейчас принято выражаться. И никто не знает, как к этому подступиться.
А всего-то и надо, что отбросить нафталиновые стереотипы, снять задубевшие шоры, прекратить оглядываться в прошлое и, наконец, начать действовать так, как того требует новый век.
А в новом веке не может быть замшелых диктатур и косноязычных штампов вроде «агрессивного империализма» и «западной бездуховности». Пусть они остаются на страницах старых газет – таких же дряхлых и ломких, как белорусская диктатура.