Не прошло и двух лет, как ценнейшего свидетеля по делу Немцова наконец-то соизволили пригласить на допрос.
Какая радость, какое счастье, какая победа правосудия! На допрос по делу Немцова вызвали Руслана Геремеева! Это же все меняет, все объясняет, расставляет точки над Ё и вообще просто прелесть. Кстати – а Руслан Геремеев на допрос придет? А то вызвать-то мы его вызовем, но надо же чтобы он на вызов откликнулся. Свидетель Геремеев уже некоторое время непонятно где находится. Когда была реальная возможность задержать его и допросить, особых усилий, как я понимаю, для этого не прилагали. А теперь его след простыл и самое время пригласить Геремеева для содержательной беседы.
Вот такие события считаются в современном российском суде сенсациями. Не прошло и двух лет с момента убийства Немцова, как ценнейшего свидетеля наконец-то соизволили пригласить на допрос. Он еще никуда не пришел и не собирается приходить, ничего не сказал, не раскрыл, а мы уже радуемся. Ну, а, допустим, пришел бы он – и что тогда? Пришел бы и сказал, что ничего об этом деле не знает, что с Зауром Дадаевым и Русланом Мухудиновым, конечно, знаком, но об их преступных планах не осведомлен, давно с ними не общался и уж, конечно, никаких противозаконных приказов им не отдавал. И что тогда? Вы можете доказать обратное? А будет ли суд, получив такие показания, разбираться в них, подвергать сомнению и критическому анализу? Да суд сам от себя, наверное, в восторге, от решительности своей и непредвзятости. Аж целого Геремеева позвал! Одного. Не всё сразу и не всех сразу. Суду бы этот поступок свой переварить. Куда уж требовать большего.
Адвокаты хотели бы видеть в зале и Ваху Геремеева, и Сулеймана Геремеева, и Адама Делимханова. И Рамзана Ахматовича Кадырова. Кадыров и сам был готов заглянуть на огонек в окружной военный суд, но ведь суду еще надо решиться такого человека позвать. Ах, будьте добры, не соизволите ли вы уделить несколько минут своего драгоценного времени и так уж и быть – придти и любезно ответить на несколько совсем не сложных вопросов? Прокурор сказала замечательные слова, что «учитывая статус Кадырова, если он изъявит желание, мы с удовольствием его послушаем».
Слушать Кадырова – это действительно одно сплошное удовольствие. Но получается, так, что правосудие у нас зависит от статуса свидетелей и их желания. Не важно, имеет Кадыров отношение к делу или не имеет. Имеет значение только его статус и желание. Я полагаю, что статус всех Геремеевых и Делимханова тоже имеет не последнее значений в этой истории. Если суд никак не решается просто позвать их поговорить, представьте, что должно случиться, чтобы такие люди хотя бы теоретически могли считаться подозреваемыми и тем более подсудимыми.
Я не утверждаю, что конкретно они в чем-то виноваты. Но я понимаю, что их статус и их желание важнее правосудия. И суд лучше предпочтет уважаемых людей не беспокоить. Поэтому вызов на допрос Руслана Геремеева и считается сенсацией. И именно поэтому накажут в итоге только тех, у кого никакого особенного статуса нет, и чье желание правосудие может не учитывать.
Антон Орехъ, «Эхо Москвы»