После отстранения от власти диктатора сразу ждет Гаага.
Первый глава независимой Беларуси рассказал liga.net о своем отношении к войне, минским соглашениям и перспективам Украины и Беларуси.
81-летний Станислав Шушкевич, в отличие от своих коллег по "Беловежью" - Борису Ельцину и Леониду Кравчуку, довольно быстро исчез из публичной политики. С 1994 года Шушкевич, отстраненный с поста председателя Верховного Совета по результатам работы парламентской комиссии, возглавляемой Лукашенко, ушел в интеллектуальную оппозицию.
Он поддерживает отношения со всеми лидерами постсоветских стран своего периода, следит за повесткой дня в мире, читает лекции в Польше, США, России, Литве и других странах. В Украине бывший белорусский лидер - нечастый гость.
В общении с журналистами после прошедшего 1 декабря в Киеве Балто-Черноморского форума Шушкевич поделился своим взглядом на настоящее и будущее наших стран.
- Вам не кажется странным, что идея балто-черноморского союза поднимается бывшими деятелями стран Балтии, Украины, России, Польши и Молдовы сейчас - когда вы уже не при власти и не влияете на процессы и оперативную повестку дня. Почему вы не говорили об этом, когда были при власти 20-25 лет назад?
- Были такие инициативы и в то время, но я не был их сторонником. Поляки предлагали начать подобный диалог о балто-черноморском союзе еще в начале 1990-х. Но и в 1991-м, и в 1992-м, и даже в 1993-м было слишком много текущих, более актуальных предварительных вопросов. Мы еще не получили независимость в полной мере тогда. Нужно было бороться за умы белорусов (я говорю о своей работе сейчас) чтобы убедить их в правильности курса на независимость. Если бы мы ввязались тогда еще в диалог по какому-то новому союзу - это вызвало бы негативный резонанс. Мы бело-красно-белый флаг страны не могли утвердить долго внутри страны, так как его считали чуть ли не фашистским. Потом началась приватизация. Много текущих проблем было. Полякам было проще - у них была Солидарность, как движение и солидарность внутри страны вокруг вопроса независимости и евроинтеграции.
- Может быть, просто белорусы были тогда не готовы к демократическим образованиям?
- Они и сейчас не готовы, к сожалению. Демократизация требует образованности - у вас этого больше. Но, с другой стороны, я хочу вам сказать, что сталкивался с народами, которые, казалось, совсем не были готовы к этому
- Существует ли невоенное разрешение конфликта в Донбассе?
- Конечно, будь на то добрая воля России - все можно решить за один день.
- Вы же понимаете, что это невозможно.
- А без доброй воли России и при условии сопротивления Украины в Донбассе будет замороженный конфликт на долгие годы. Минский процесс ведь не решает проблему, а помогает ее заморозить. Избежать большого количества смертей, но, при этом, ни как не решает проблему посягательства на суверенитет Украины.
- До какого периода замороженный конфликт? Пока Путин не умрет? Вы допускаете вариант "дворцового переворота" в России - о революции и выборах я даже не спрашиваю.
- Не допускаю ни того, ни другого. Выборов в России нет точно так же, как в Беларуси, а для революции нужно сильное духовное начало и воля народа. Там этого тоже нет. Послушайте из "духовного отца" - патриарха Кирилла - в нем ничего нет от религиозности или христианской морали. Это секретарь отдела ФСБ по работе с верующими.
- Допускаете ли вы или кто-либо в Беларуси, что Россия может повторить украинский военный сценарий и у вас?
- Исключено, потому что у России нет необходимости. Украинский народ не допустил ползучей оккупации своей страны и вышел на Майдан, потому Россия пошла на военный конфликт. А белорусы и так под российской оккупацией вот уже много лет. В Беларуси нет выборов вообще с 1996 года. Силовики держат население в страхе, абсолютно все должности - назначаемые, общество никак не участвует в управлении страной. Белорусы в очень плохом состоянии, потому что они боятся потерять работу - все предприятия контролируют спецслужбы. Оттого и якобы сверхлояльность Лукашенко. Потому не делают ничего против власти, чтобы хотя бы мелочную зарплату сохранить.
Очень жаль, потому что, например, у Эстонии и Беларуси после распада Союза были абсолютно одинаковые стартовые условия. Сегодня же ВВП Беларуси по сравнению с тем временем значительно уменьшился, а Эстония вошла в НАТО. С 1994 года в Беларуси отвратительный политический строй, не допускающий свободного рынка и конкурентноспособной экономики. Более того, наше правительство не подготовлено к тому, чтобы управлять по-новому в условиях современной глобальной экономики. А законсервированный режим Лукашенко ведь не вечен. Потому у Беларуси начнутся большие сложности.
- В чем разница между Украиной и Беларусью? Мы тоже не в НАТО и не в Евросоюзе, хотя считается, что более демократичные.
- У вас в Украине больше рыночности и либерализма, чем у нас. Хотя есть свои проблемы - не хочу давать оценки. Я ведь в чужой стране.
- Если ли сегодня реальная альтернатива Лукашенко?
- У него просто не осталось шансов уйти из политики и остаться живым и здоровым. Руки по локоть в крови и это не метафора. Посмотрите: в Беларуси исчезали оппозиционные политики, и просто видные публичные люди. Причем исчезали не действительные, а потенциальные конкуренты. Особенно министр внутренних дел бывший. Все, в ком Лукашенко заподозрил конкурентный потенциал. И, поверьте, без ведома Лукашенко лично они исчезнуть не могли. Все концы в воду спрятать в случае отстранения от власти не удастся. И тогда его ждет Гаага. Лукашенко это понимает и держится за власть так же, как и за жизнь. Потому что, вероятнее всего, его жизнь закончится сразу же с момента потери власти.
Причем началось все с устранения криминальных авторитетов. Он как-то сам разболтал, что "криминальные авторитеты в Беларуси были просто физически уничтожены". Без суда и следствия. Потом, видимо, понравилось, и он те же методы применял против политических конкурентов.
Украину и Беларусь сегодня трудно сравнивать. Вы - большое европейское государство, а мы небольшое и небогатое. И неевропейское. Вы гораздо богаче по природным и материальным ресурсам. Но общее у нас то, что и вы и мы не можем жить так, как Россия. В России процветает тот, кто крадет. Пока в России есть, что воровать, она будет богатой и элиты будут держаться вместе. А красть там будет что еще долгие годы. Потому воровские элиты будут удерживать это государство от распада, но порядка там не будет никогда. А у нас с вами нет другого выхода на будущее, кроме того, чтобы работать и развиваться - красть нечего.
- Где вы сейчас живете?
- Википедия врет о том, что я живу в Польше, но это неправда. Не знаю, кто распространяет эти слухи. Я все время жил в Беларуси и сейчас там живу. Самый длительный период, когда я отлучался из страны - это на четыре месяца с конца 1999-го по начало 2000-го, когда работал в Вашингтоне.
- Значит, не такая уж и тирания в Беларуси, раз вы так открыто критикуете Лукашенко, говорите, что у него руки в крови и что его ждет Гаага, но при этом спокойно живете в Беларуси.
- Ну, почему… иногда пытаются что-то. Например, запретить мне выезд за границу, вопреки Конституции.
- Есть ощущение, что с началом нашей войны Лукашенко улучшил свою репутацию перед Западом. Он больше не последний диктатор Европы. Он принимает в Минске важную переговорную группу по урегулированию кризиса, с ним общаются лидеры Германии и Франции. Лукашенко даже выступает с инициативой и предлагает помощь в контроле над восточной границей Украины. Можно ли сказать, что украинско-российская война оказалась выгодна белорусскому режиму?
- Отбелить его рейтинг невозможно. То, что он говорит и то, что он делает - разные вещи. Если оценивать Лукашенко по разговорам, то он просто ангел в пуховом платке. В Минском процессе он не хозяин, а лакей, открывающий двери перед лидерами других стран и организовывающий им фуршет. То, что с ним вынуждены здороваться за руку по этикету вовсе не значит, что Запад изменил свое отношение и свою политику относительно Беларуси. Просто Минск - наиболее нейтральное и удобное для всех сторон место встречи. Это чисто территориальный принцип.
Да, Лукашенко больше не называют последним диктатором Европы, потому что таковым проявил себя и Путин. Но это не значит, что Лукашенко таким быть перестал. Просто они оба - негодяи.
- Какая разница между Путиным и Лукашенко?>
- Путин достаточно высокообразован - он знает языки и окончил школу КГБ, а Лукашенко не образован совершенно. Лукашенко говорит, что Быков писал стихи, а на белорусском языке нельзя передать высокие слова и смыслы, потому российский язык предпочтительнее. Это говорит президент Беларуси, напоминаю. Причем когда СМИ пытаются хоть намекнуть о необразованности Лукашенко - их корреспондентов выгоняют из страны. Такие случаи были.
- Вы вспомнили двух негодяев, я хочу спросить о третьем: вы смотрели недавний видеодопрос Виктора Януковича? Каковы ваши впечатления об это процессе и об этом человеке в целом?
- Допрос я не смотрел - не интересуюсь. Но те события, которые проходили на Майдане, его поведение в эти дни и последующие события… я считаю, что Янукович еще больший негодяй, чем Путин и Лукашенко. К сожалению, он еще и родился в Беларуси.
- Вы знакомы с представителями нынешней украинской власти? Есть ли диалог, может быть, советуются с вами?
- Нельзя сказать, что общаюсь. Шапочно знаком с Яценюком, он произвел на меня хорошее впечатление. Знаком с некоторыми депутатами. С президентом Порошенко не знаком, но слушал его выступления. Он мне понравился. Правда, моя жена конфеты Roshen не любит.
- Конечно, белорусские товары вкуснее, наверное.
- Она российские конфеты любит.