Пока известно лишь о пятерых альтернативщиках по всей Беларуси.
"Я два года ходил в военкомат с заявлением, чтобы разрешили проходить альтернативную службу", — рассказывает Еврорадио один из первых "альтернативщиков" Владислав. Он — член общины "Свидетели Иеговы".
Чтобы разрешили не идти в армию, Владу пришлось брать справку в общине и даже зачитывать библию комиссару.
"Меня раньше хотели отправить в Слуцк служить. Но по моим убеждениям я не могу форму носить и иметь статус военнослужащего. Сразу говорил об этом комиссару. До того приносил справку от общины, с печатью. При личной беседе с комиссаром даже зачитывал библейские стихи", — рассказывает Владислав.
В конце декабря он поедет служить в Щучин, за 250 километров от дома, три года будет работать в лесхозе. При этом в его родной Солигорск приезжают альтернативщики из других регионов. По закону ему должны дать жилье, раз в месяц будут платить 150% прожиточного минимума, это около 270 рублей.
Еще один альтернативщик из Молодечно уже начал работу в доме-интернате для пожилых людей в Волковыске, за 245 километров от дома. В Молодечно также есть психоневрологический интернат, несколько больниц и поликлиник, где по закону могут служить альтернативную службу.
"Уборка подсобных помещений, уборка мусора, мытье окон, мелкий ремонт, стирка белья, оказание помощи, работа на огороде", — перечисляют обязанности альтернативщика в администрации волковысского интерната.
Пока известно лишь о пятерых альтернативщиках по всей стране. Хотя на такую службу хотели пойти одиннадцать человек.
Закон об альтернативной службе принят еще в 2015 году. Но служить по нему начинают только в этом году. Чтобы попасть на такой вид службы, призывник должен доказать, что не может служить в обычной армии по религиозным убеждениям. Люди без высшего образования служат альтернативно три года, с дипломом — два года.
Человек, проходящий альтернативную службу, не может работать в это время. Его могут привлекать к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Также альтернативщикам запрещено участвовать в забастовках.
Помимо пребывания вне казарм, альтернативщики могут стоять в очереди на улучшение жилищных условий во время службы и год после нее.
"Условия прохождения такой службы, мягко говоря, некомфортные. Срок службы увеличен вдвое, непонятно, чем это обусловлено. Те же, кто служит в резерве, имеют более комфортные условия. Поэтому непонятно, почему люди, которые имеют какие-то убеждения, таким образом дискриминируются", — высказывает вопросы к закону "Об альтернативной службе" правозащитник Валентин Стефанович.