По уровню гласности и подотчетности чиновников Беларусь уже 17 лет - среди худших 10% стран по индикатору Всемирного банка.
«Реформа» государственного управления в Беларуси идет уже много лет. Но от перемены количества чиновников и названий госструктур их эффективность в лучшую сторону не меняется. Во всяком случае, в плане взаимоотношений с обществом.
Государство работает «по традиции», не задумываясь, какие из выполняемых им функций актуальны, а какие — стоит оставить в прошлом.
— Пора пересмотреть исполняемые госструктурами функции и отказаться от тех, которые не соответствуют вызовам, отказаться от системы, в которой один и тот же госорган имплементирует политику, разрабатывает ее и контролирует, — заявил во время конференции SYMPA/BIPART по публичному администрированию глава направления по работе с государственными органами Ассоциации Европейского Бизнеса Евгений Мордосевич.
Среди проблем государственной системы эксперт называет отсутствие принципов государственного управления, большое количество министерств и ведомств, но недостаточное количество их сотрудников, пишет Завтра твоей страны.
За закрытыми дверями
Не менее актуальными недочетами государственного устройства эксперты называют низкий уровень гласности и подотчетности. По этим параметрам Беларусь уже семнадцатый год среди худших 10% стран по индикатору Всемирного банка.
Авторы исследования «Разработка предложений реформ, направленных на модернизацию законодательства и практик в сфере государственного управления», которое проводится в рамках проекта РЕФОРУМ, выявили несколько направлений, в которых уже сегодня можно начинать работу по реформированию государственного управления. Эксперт в области госуправления, руководитель исследований проекта Белорусский институт реформы и трансформации публичного администрирования (BIPART) Инна Ромашевская говорит, что в исследовании сфокусировались на тех изменениях, которые достаточно актуальны и могут быть реализованы «хоть завтра».
Прежде всего авторы рекомендуют определиться с понятием, что же такое государственное управление, какие у него функции. После чего можно будет браться за повышение эффективности работы госструктур. В том числе составлять программы работы с учетом отправной точки, реальной ситуации, цифровых показателей.
— Если к госпрограммам приложить критерии предпринимательства: разработку бизнес-плана, стратегии, то выясняется много слабых мест, неувязок, — считает Инна Ромашевская.
Важно также, чтобы госорганы проводили консультации с теми, кто задействован в конкретной программе и на кого она влияет. Это изменение ведет к более масштабному вопросу – открытости государства.
Зачем обществу знать, как работают госструктуры?
Одним из шагов по реформированию госуправления, по мнению экспертов, может стать отказ от принципа, когда вся информация считается закрытой и среди нее выделяется та, которую можно предоставить гражданам. Вместо этого опираться на принцип открытости – когда вся информация о деятельности госорганов считается доступной для населения, исключая ту ее часть, которая согласно четким объяснениям и критериям может быть закрытой.
Член совета Школы молодых менеджеров публичного администрирования (SYMPA) Татьяна Кузина считает, что есть осторожная тенденция к большей открытости государственных структур. Хотя даже проведение общественных консультаций в разных органах было законодательно закреплено только в нескольких областях. И больше других здесь добились предприниматели: с ними консультируются достаточно активно.
Чтобы продолжить это движение, эксперт предлагает внедрить публикацию обратной связи о том, что произошло с предложениями, которые поступили в процессе общественных консультаций.
— Хорошей практикой является создание онлайн-платформ для общественного обсуждения. Но важно, чтобы это были не просто формы, а площадки, где предоставляется вся информация, которая помогает экспертному сообществу и общественности лучше понять необходимость, важность, причины нормативных актов, механизмы принятия решений, — комментирует Татьяна Кузина.
Опыт Молдовы и Словении, где создавались современные порталы, в которых пользователь может увидеть все поправки нормативно-правовых актов, результаты всех чтений и заседаний, все проведенные мероприятия и редакции конкретного документа, можно перенять и Беларуси.
Кроме этого госорганы могут создавать реестр, благодаря которому без дополнительной нагрузки госорган будет иметь список заинтересованных в информации о принимаемых документах лиц. С одной стороны, это дает больше возможностей общественности, с другой – уменьшает количество бюрократических процедур.
Чиновники с подозрением относятся к предложениям быть более открытыми, но они и сами видят, что проблем на госслужбе достаточно. Хоть чиновники уверены, что эти проблемы внутренние и их не надо выносить на всеобщее обозрение.
— Но ведь госорганы работают на общество, которое их содержит. А значит и имеет право знать, что в них происходит, — считает Инна Ромашевская.