Эксперты рассказали, зачем правитель напомнил председателю Внешэкономбанка о судьбе экс-главы «Уралкалия».
Встречаясь 8 декабря с председателем российской госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» Сергеем Горьковым Лукашенко не только гарантировал поддержку работе Внешэкономбанка, но и предупредил о необходимости исполнять договоренности.
— Те, кто меня когда-то не послушался (у меня три такие фирмы навскидку — «Уралкалий» и другие), развалились, там сегодня другие люди. Тот, кто послушал, мы их защищали, поддерживали. И наклонить нас в этом плане не сможет никто: ни российское руководство, ни американское. Договоренности — это железно. Они должны выполняться, — цитирует Лукашенко его пресс-служба.
В группу Внешэкономбанка входит ОАО «Банк БелВЭБ» (доля ВЭБ в уставном фонде 97,5%).
ВЭБ и ОАО «Банк БелВЭБ» являются банками-агентами по экспортному кредиту в размере 10 млрд долларов для строительства Белорусской АЭС. В конце ноября стало известно, что стоимость строительства АЭС и сроки ввода ее в эксплуатацию вырастут, напоминает Завтра твоей страны.
Политолог Алесь Логвинец считает, что манера общения правителя с председателем Внешэкономбанка является сигналом: по любым вопросам здесь можно обращаться только к одному человеку — Александру Лукашенко.
Собеседник сомневается, что в обозримом будущем ситуация дойдет до вывода капиталов российских банков из Беларуси. В качестве примера он приводит Украину, отношения которой с Россией обострены в гораздо большей степени, что, однако, не привело к серьезному противостоянию в банковской сфере.
— Я не думаю, что напряжение в нефтегазовой сфере может перекинуться в сферу банковскую. Во всяком случае, в ближайшее время, — говорит эксперт.
С другой стороны, подчеркнул Логвинец, подобное развитие событий сложно предугадать, так как мы видим только некоторые проявления напряженности в отношениях двух стран. Большая часть переговоров и трений происходит за закрытыми дверями.
Говоря об АЭС, которую на кредит ВЭБ строят под Островцом, политолог подчеркнул:
— Это строительство является итогом решения правительства России. Внешэкономбанк очень близок к российским властям. Россия имеет здесь очевидный интерес, так как она понимает, что АЭС будет одной из форм шантажа Литвы и ЕС. Кроме того, станция увеличивает зависимость Беларуси — это и вопрос дополнительных денег на строительство, и топлива, и его последующей утилизации.