В субботу телекомпания НТВ покажет программу "Новые русские сенсации" о российской оппозиции.
Очередное творение НТВ основано на интервью бывшего депутата российской Госдумы Ильи Пономарева, который сейчас живет в Киеве. По словам Пономарева, со съемочной группой канала он встретился несколько месяцев назад на энергетическом форуме в Софии. Программа анонсируется как "чистосердечное признание серого кардинала российской оппозиции".
В кадрах мелькает Алексей Навальный, голос за кадром рассказывает, как "Навальный и компания пытались взорвать Россию", а сам Илья Пономарев в явно нарезанном интервью произносит фразы "Все, приплыли", "Да вот с руками погружал в кровь мою Родину". Интервью бывшего депутата одиозному телеканалу, прославившемуся фабрикацией фальшивых сюжетов про оппозиционеров, вновь спровоцировало дискуссию: стоит ли приличным людям иметь дело с телекомпанией НТВ?
В интервью Радио Свобода Илья Пономарев рассказал, при каких обстоятельствах он встречался с сотрудниками НТВ и почему он общается со всеми, кто к нему обращается:
– Мы встречались в городе Софии сразу после Вильнюсского форума, буквально на следующий день. Это было месяца два назад. Соответственно, что-то они из этого сделали. Они мне позвонили и сказали, что они собираются снимать фильм про меня, без подробностей, и спросили, хочу ли я с ними пообщаться. Я сказал, что, конечно, хочу – просто по причине того, что гораздо лучше, чтобы они цитировали то, что я действительно сказал, а не придумывали, а потом мне бы эти слова приписывали. Но я так же, как и вы, в общем, не знаю, что в итоге в этом фильме будет. Я знаю точно, что никаких сенсационных признаний там точно нет. Разговор был абсолютно спокойный. Они неоднократно задавали вопросы, а что я думаю про Навального и так далее. Я знаю точно, что я ничего негативного не говорил. Думаю, что то, что есть в анонсе, – это "завлекуха", чтобы как можно больше людей это посмотрело.
– А с кем конкретно из телекомпании НТВ вы общались?
– Корреспондент, которая со мной общалась, – София Линькова. Абсолютно нормальный и разумный человек.
– В анонсе программы вас называют "серым кардиналом российской оппозиции". Зная репутацию НТВ, было понятно, что оппозицию в этой программе как минимум будут поливать грязью. Почему вы, понимая, что собой представляет НТВ, все же решились дать им интервью? Кстати, многие ваши товарищи вас уже за это осудили...
– То, что осуждают, пусть остается на их совести. Я считаю это абсолютно неправильным. Все журналисты властных каналов, так же как и оппозиционных телеканалов, знают, что я всегда со всеми разговариваю. Никогда, ни одного раза в жизни я не отказался от того, чтобы с кем-то общаться. Я считаю это правильным, потому что зачастую это единственный способ донести какую-то информацию до моих избирателей. В городе Новосибирске, например, телеканала "Дождь" нет. И вообще, телеканал НТВ звонит мне гораздо чаще, чем телеканал "Дождь". Собственно, надо пользоваться тем, что мои избиратели могут увидеть.
– Будете ли вы смотреть эту программу? Чего вы от нее ожидаете? Будете ли вы, например, подавать в суд, если вам что-то там не понравится, если вас что-то оскорбит, если вам покажется, что ваши слова переврали, не так смонтировали, скомпоновали? Какова будет ваша реакция?
– Я думаю, что не будет никакой реакции, потому что судиться с кем-либо у нас в стране абсолютно невозможно. Тем не менее я стою на позиции презумпции невиновности. Сначала мы увидим, что там будет показано. Заранее осуждать кого-то за то, что он сделал, я считаю абсолютно неверным. И то, что они меня спросили, а не сделали очередную "Анатомию протеста" без моего участия, я считаю это позитивным фактом. Надо дать людям шанс. Посмотрим передачу, а потом будем комментировать, – рассказал Илья Пономарев.
Сопредседатель московского отделения партии "Парнас" Михаил Шнейдер полагает, что общения с российскими госканалами следует избегать:
– Мы эту тему много раз обсуждали. Я сторонник бойкота. Оппозиция и вообще все вменяемые люди, которым дорого свое честное имя, свое реноме, должны бойкотировать кремлевские средства так называемой массовой дезинформации, включая НТВ и РЕН ТВ. Я, например, никогда не даю им комментарии, если ко мне обращаются. Правда, это бывает довольно редко.
– А звонят, спрашивают о чем-то?
– По-моему, один или два раза были какие-то звонки. В основном на улице ловят, на пикетах подходят. Я отказываюсь давать какую-либо информацию. Потому что они вырывают все слова из контекста, делают нарезку. Есть у них соответствующие приемы. То же самое, что они сделали, как я понимаю, с интервью Ильи Пономарева.
– Многие связывают появление этой очередной программы, в анонсе которой упоминается Алексей Навальный, с возможностью возникновения нового дела. Как вам кажется, эта программа создается просто по плану? Или действительно очередную какую-то гадость затевают?
– Черт его знает. Я не знаю. Я эту кухню не понимаю – то ли у них планы существуют какие-то, то ли кто-то позвонил и сказал: слушай, что-то мы давно не делали про Навального, давай его замочим в очередной раз. Или про оппозицию что-то давно ничего не показывали... Сейчас вроде бы ничего такого не происходит, никаких судьбоносных съездов или выборов. Может быть, они исполняют чей-либо телефонный звонок, – считает оппозиционер Михаил Шнейдер.
О том, почему телекомпания НТВ специализируется на создании фальшивых программах о российской оппозиции, и можно ли в них поучаствовать без ущерба для репутации, рассуждает медиааналитик Игорь Яковенко:
– Я думаю, что интервью Ильи Пономарева телекомпании НТВ – это в лучшем случае ошибка. Я думаю, что репутация этого канала, так же как и всех остальных федеральных каналов, такова, что человек не может не понимать, что если он дает интервью, каким-то образом взаимодействует с сотрудниками этого канала, то результат будет плачевный. Естественно, до того как мы посмотрим этот фильм (те, кто решит подвергнуть себя такому испытанию), мы не можем говорить о том, что именно говорил там Илья Пономарев. Я думаю, что ничего ужасного он там не говорил. Я думаю, что, скорее всего, никаких подлостей он там не совершал. Не потому, что я считаю его абсолютно непорочным человеком, а просто потому, что я думаю, что для него это нецелесообразно. Но сам факт взаимодействия с этими людьми, с этим каналом, с этим СМИ – это вещь странная. В лучшем случае это глупость, в лучшем случае это ошибка.
– А в худшем случае – что? Для чего это Пономареву?
– Не знаю. Я ограничусь гипотезой, что это легкомыслие и просто ошибка.
– Все российские телеканалы сегодня – источники пропагандистской лживой информации. Но вот телеканал НТВ на их фоне все равно выделяется. Как вам кажется, в чем "секрет успеха" сегодняшнего НТВ? Почему именно он специализируется на такой низкопробной фальшивке?
– С одной стороны, здесь очень трудно выделить рекордсменов. То, что делают Соловьев и Киселев на "России-1", по шкале ада это не меньше, чем то, что делает НТВ. НТВ специализируется на таких специальных отдельных гадостях. Это всякие компрометирующие фильмы, которые нацелены именно на уничтожение оппозиции. Это такая фишка, это фирменный знак НТВ.
– Ну и насколько эффективна их работа?
– Я думаю, что какой-то эффект есть, безусловно. Я думаю, что результатов для них нужных несколько. Во-первых, довольно большая часть аудитории подвержена влиянию этих каналов. Это довольно большая часть. Другая часть воспринимает это так, что да, скорее всего, врут, но что-то же есть.
– Дыма без огня не бывает...
– Да, то ли он украл, то ли у него украли... И это довольно значительная часть россиян. Кроме того, очень часто такого рода компромат используется для того, чтобы поссорить, посеять рознь в самом протестном движении. И мы видим это уже сейчас. Фильм еще не вышел, а уже идет какое-то возмущение тем, что Пономарев в этом участвовал и т. д. Наконец, самое последнее – это травмировать людей. Я думаю, что надо побывать в шкуре человека, которого травят таким образом. Я сейчас говорю о тех лидерах протестного движения, которые являются фигурантами такого рода изделий. Это довольно тяжелое моральное испытание. Это тяжело. Потому что при всем том, что человек идет в политическую оппозицию в нашей стране, он, конечно, должен быть готов к тому, что ему будет сложно. Но выдержать такое довольно тяжело. Поэтому я думаю, что в какой-то степени своих целей они достигают.
– Почему именно НТВ используется для этих целей?
– Почему именно НТВ оказался лидером такого морального разложения? Я думаю, что в какой-то степени это месть лично Путина тому старому НТВ. Опустить на самое дно. Путин ведь очень мстительный человек. Крошку Цахеса он не забыл. Я думаю, что НТВ расплачивается за тот старый бренд. И он сознательно превращается в самое мерзкое, что есть у нас на российском телевидении. Это месть за то, что было тогда, – считает медиааналитик Игорь Яковенко.