Диктатор не в состоянии понять, что соблюдение прав человека прямо сказывается на экономике страны.
Права человека не идут «в нагрузку» к экономическому росту, а являются его неотъемлемой составляющей и даже причиной. Как деловым языком обосновать необходимость обеспечения базовых прав и свобод? «Белорусский журнал» разбирался вместе с Белорусским Хельсинкским комитетом (БХК).
У концепта прав человека в Беларуси специфическая репутация. Для чиновника правозащитник – это вообще чуждый персонаж, обитающий в Брюсселе и оттуда только и критикующий всё и вся в Беларуси за нарушения: от выборов до борьбы с тунеядцами.
Один из главных стереотипов власти: обеспечивать права человека очень затратно и это могут себе позволить лишь богатые государства вроде Швеции. Как показывает исследование «Экономика прав человека», проведенное Датским институтом прав человека и представленное в переводе с редактурой БХК, связь здесь прямо противоположная. Обеспечение прав человека положительно сказывается на экономике и увеличивает ВВП.
Нарушать права человека тоже «выгодно» – можно аж две кружки конфисковать
Обычно обсуждения будущих экономических реформ и разговоры об обеспечении прав человека ведутся в параллельных реальностях, не очень-то пересекаясь. На практике же реформирующейся стране приходится сталкиваться с этими вопросами одновременно и как-то их сочетать.
Остается понять, как связаны права человека с экономическим ростом и что из них первично: растущая экономика сама после обеспечит ПЧ или надо заботиться о ПЧ, чтобы росла экономика?
Впрочем, сегодня в Беларуси и тут «особый путь»: экономические преференции обеспечиваются весьма сомнительными с точки зрения реализации прав человека способами. Например, вместо обеспечения права на свободу собраний можно за такие собрания активистов штрафовать – за полтора года получится более $50.000. Правда, прибыли эти сугубо гипотетические, ведь с политиков и активистов особо взять нечего, две кружки и пылесос. От прав человека, судя по датскому исследованию, пользы куда больше.
Впрочем, наивно полагать, будто права человека – это такая волшебная таблетка, от которой экономика сразу станет здоровой и цветущей. Авторы исследования выводят долгие формулы, судя по которым речь идет о росте на десятые доли процента. Но принципиальный момент здесь не в конкретных цифрах.
Во-первых, даже небольшой рост – это рост, а не убыток. Правами человека экономику нельзя поднять с колен, но и непосильной ношей они не становятся, а все же помогают расти. Во-вторых, рост, основанный на реализации прав человека, выглядит более долговечным и стратегическим.
Устойчивые институты для долгосрочного роста
Прямой, уютной зависимости между правами человека и экономическим ростом не существует. Нельзя вырасти в каком-нибудь ПЧ-рейтинге, как Беларусь растет в Doing Business, и от этого резко получить прибавку к ВВП. Скорее наоборот: хорошо известны примеры быстрого авторитарного роста. Обеспечение же прав человека действует на перспективу и связано со строительством прочных институтов власти и устойчивым развитием.
Хорошие институты защищают от захвата власти элитой, привлекают инвестиции, помогают бороться с коррупцией. И в их основе лежат как раз производные от прав человека.
Исследование 35 переменных факторов в 73 странах в период с 1960 по 2000 годы в качестве одного из четырех базовых условий экономического роста называет как раз институциональные и управленческие факторы, используя в качестве показателя степень осуществления политических прав и гражданских свобод граждан. Ведь эти сигналы – первый индикатор укрепления верховенства права в целом, без которого никакого экономического роста не видать. И в целом можно ожидаемо наблюдать прямые корреляции между эффективностью госуправления, контролем над коррупцией и верховенством права.
Да и другие общие принципы прав человека – участие граждан, подотчетность и прозрачность государства – нужны для эффективной работы институтов и с чисто экономической точки зрения. Если же речь идет о факторах, влияющий на более долгосрочный рост, то датские исследователи выделяют опять же три ключевых свободы в правах человека: свобода слова, свобода ассоциаций и свободные выборы.
Права человека как спорт
Возможен ли компромисс между обеспечением прав человека и экономическим ростом в пользу последнего? Это вопрос о том, возможен ли Сингапур и, шире, Китай. Но насколько долгосрочен такой путь авторитарной модернизации?
В долгосрочной перспективе выстраивание устойчивых институтов все равно необходимо (а эти институты, как мы помним, непосредственно завязаны на права человека). Ситуативные факторы – вроде благоприятной конъюнктуры цен на ресурсы или сильного национального лидера – со временем сами уходят.
Система закостеневает и становится угнетающей для свободных отношений между людьми, бизнесом, общественными структурами, душится инициатива. Богатеющий средней класс требует качественной социальной модели, влияния на государство и принятие решений. Все эти факторы делают обеспечение прав человека просто необходимым для эффективной экономики и развивающегося общества.
Такой инструментальный подход может коробить: когда права человека рассматриваются как инструмент для устойчивого экономического роста, а не просто как ценные сами по себе. Впрочем, экономические эффекты от обеспечения прав человека ничуть не умаляют их базовой ценности. Однако это способ объяснить важность реализации прав человека даже для тех, кто пока не очень понимает, зачем эти права человека нужны.
Говоря спортивным языком, авторитарная модернизация – это стероиды: быстрый результат, но ненадолго, впереди скорее ждут проблемы. А обеспечение прав человека – это естественные тренировки, говорит датский исследователь Ханс-Отто Сано: «Мы не ведем разговор о быстрых решениях с быстрым результатом. Усилия окупаются только в перспективе, но окупаются неизбежно».