Утро понедельника стало особенным для столичных дворников: за воскресенье намело много снега.
Tut.by посмотрел, как убирают минские улицы после снежных выходных, и попробовала себя в роли дворника.
Выхожу из дома в 5.50. Дверью подъезда убираю на крыльце свежий снег. Во дворе — спешащие на работу минчане. Дорожки почистить еще не успели, поэтому люди идут медленно, тщательно протаптывая себе тропинку.
На проезжей части — снегоуборочная машина, а на остановке уже вовсю трудится дворник.
Он здесь с 5.30, хотя обычно рабочий день у него начинается в 6 утра. Говорит, до него здесь проехала техника, поэтому «махать лопатой гораздо проще».
— В прошлом году после «Даниеллы» хуже было. Но вообще мы в этом году за лопату взялись первого ноября, — мужчина вытирает лоб и продолжает активно убирать снег на остановке возле метро «Пушкинская». — В этом году зима ранняя! В прошлом снег сыпал только в январе, если помните.
У выхода из метро трудится дворник из «Белавтодора» Светлана (имя изменено. — Прим.).
— Нормально работаем! — говорит женщина, закидывая лопатой очередную «порцию» снега на образовавшуюся горку. — Вроде чисто у нас в метро. Ну, намело много, да. Пораньше пришлось встать… Да у нас каждую зиму так!
«На работу пришлось приехать раньше»
Направляюсь к центру — в сторону «Фрунзенской» и «Немиги». Возле продуктовых магазинов работники чистят от снега ступеньки. Общаться люди не хотят. Мол, холодно, да и убрать побыстрее надо, а то «начальство будет недовольно».
Территорию возле Белорусского теплоэнергетического института чистит женщина пенсионного возраста. Признается, что трудно и холодно.
— На работу пришлось приехать раньше! Но все нормально, я работаю.
На проезжей части в районе метро «Немига» снег до конца еще не расчистили, но на остановках и в Верхнем городе работа идет полным ходом.
Территорию возле Кафедрального собора убирает бригада «Минскзеленстроя». Михаил трудится дворником первый год. Сегодня он пришел на час раньше обычного - в 6.00.
— Я сюда от безысходности пошел работать. Это моя первая зима. Но меня устраивает!
— Разве не трудно? — интересуюсь.
— Вы попробуйте лопатой поработать, чего спрашивать? — с улыбкой говорит мужчина и протягивает мне лопату.
Воодушевившись, я взяла «инструмент» и уверенно повела вперед. Повторив то же самое еще несколько раз, поняла: в дворники меня точно не возьмут.
На ступеньках, ведущих к собору, работница «Минскзеленстроя» присела отдохнуть.
— Ох, тяжело сегодня, — не скрывает эмоций Надежда. — Пришлось встать в 4.30. Пока доеду!
— Вам, наверное, тяжелее убирать, техника ведь тут не пройдет? — спрашиваю.
— Ой, нет! После техники тяжелее. Она снег вдавит в асфальт, и попробуй потом его отскреби! — говорит женщина. — В прошлом-то году хуже было. Мы снежные глыбы лопатами раскалывали!
«Когда был гололед, было хуже»
На часах 7.10, возвращаюсь на Романовскую Слободу. Здесь уже вычищены все остановки и пешеходные дорожки. Во дворах автомобилисты пробуют подобраться к машинам. Особого труда это не составляют — замело не так сильно. Но чистить стекла от примерзшего снега, а потом отогревать руки приходится.
Ирина живет на улице Железнодорожной и уже очень опаздывает на работу. Девушка быстрыми движениями счищает лед с лобового стекла и рассказывает, что приходится «спасать» машину уже не в первый раз.
— И в этом году, когда гололед был, было хуже, машина замерзала. Лед так примерз, что я час здесь бегала и пыталась что-то сделать!