Циничное решение Молодеченского суда создало опасный прецедент.
В Молодечно закончился суд по гражданскому делу Виктории Попчени — 13-летней школьницы, которая в конце сентября погибла на уборке картофеля. Отец девочки Олег Попченя хотел, чтобы отношения между ней и СПК «Восход-Агро», на поле которого она работала, были признаны рабочими.
«Но в признании факта трудовых отношений было отказано, — рассказывает Еврорадио инспектор независимого профсоюза РЭП Андрей Стрижак, который помогает Олегу Попчене в суде. — Суд ссылается на то, что был какой-то план образовательно-воспитательной работы, и по этому плану девочка находилась там, в рамках акции «Помоги собрать урожай», так ее назвала сама школа».
Привычка отправлять школьников на картошку хранится в Беларуси с советских времен. Но соответствует ли она сегодняшнему дню? Андрей Стрижак утверждает, что «картофшка», скорее, похожа не на воспитание, а на принудительные работы. Многое изменилось бы, если бы отношения между школьниками и теми, на чьи поля они ездят, были признаны рабочими.
Во-первых, вообще нельзя было бы возить на картошку школьников младше 14 лет. Во-вторых, им нужно было бы платить зарплату. В-третьих, ответственность за происшествия «на производстве» совсем другая, чем за несчастный случай, с производством не связанный.
Но суд встал на сторону школ: белорусских детей продолжат воспитывать «картошкой».
«Сложно сказать, является ли это постановление суда осмысленными действием: мол, несмотря ни на что, мы будем отправлять школьников на картошку. Но очевидно, что им трудно признать, что система принудительных загонов на картошку ошибочна и ее надо отменять», — продолжает Андрей Стрижак.
В следующем году СПК «Восход-Агро» снова посеет картофель на своих полях. Это 250 гектаров, половина из них — каменистая почва, комбайна для уборки которой у хозяйства нет. Кто будет собирать эту картошку?
У правозащитников есть надежда, что из-за резонанса вокруг гибели Виктории Попчени привычка «воспитывать» школьников «картошкой» исчезнет из белорусской действительности. Пока же Андрей Стрижак говорит о намерении обжаловать решение Молодечненского районного суда в суде высшей инстанции.
Напомним, согласно решению суда в Молодечно, девочка на поле не работала, а воспитывалась.