У людей нет денег, и даже со скидками они почти ничего не покупают.
Как идет предновогодняя торговля на главном рынке Барановичей, помогают ли продажам скидки и рассрочка и как ипэшники планируют работать после Нового года – 9 декабря Intex-press побывала на Кооперативном рынке в Барановичах.
«Уходят подумать и не возвращаются»
В будний день на рынке немноголюдно. В каждом ряду ходит по несколько человек. Иногда спрашивают цену, но до примерки понравившейся вещи дело доходит редко. Часть роллетов закрыта.
– Такого сложного года, как этот, еще не было, – говорит мужчина, торгующий мужской обувью. – Люди даже мерять не хотят, не то что покупать.
О падении продаж говорит и женщина, торгующая верхней одеждой. По ее словам, за последние две недели у нее никто ничего не купил, хоть товар она продает со скидкой.
– Сбрасываю по 30–40%, а покупателей нет, – рассказывает она. – О какой прибыли можно говорить? Тут хоть бы «на ноль» выйти.
Ее соседка добавляет, что за месяц продала только одну куртку: «этого не хватит даже за место на рынке заплатить». Другая говорит, что оплачивать место и налоги приходится из пенсии.
Рядом стоящая женщина добавляет, что люди стали очень осторожно относиться к покупкам. Даже покупая недорогую кофточку, долго прицениваются, присматриваются.
– Раньше такие вещи и без примерки брали, особенно зимой, – говорит она. – А сейчас меряют-меряют, уходят «подумать» и не возвращаются. Большинство просто ходят по рынку и все. Выручки нет никакой.
«Даже никто цену не спрашивает»
О падении продаж говорят и в роллетах с детской одеждой.
– Сейчас обновки детям покупают только в экстренных ситуациях: если что-нибудь порвалось, потерялось или стало мало, – рассказывает женщина-продавец. – Выбирают что подешевле и чтобы по размеру на несколько сезонов хватило.
Не спешат горожане и за детскими новогодними нарядами. Праздничную одежду для детей предприниматели выставили в начале декабря.
– Раньше за месяц до Нового года у меня очередь за платьями стояла, особенно по выходным. А сейчас никто даже цену не спрашивает, хотя новогодние наряды даже дешевле, чем в прошлом году, – говорит продавец.
Продавать ниже себестоимости
Продавцы рассказывают, что в этом году они не только дают покупателям вещи для примерки домой, но даже продают в рассрочку.
– Берем паспортные данные и отдаем в рассрочку на два-три месяца. А что делать? –рассуждает продавец верхней одежды. – Ну не могут люди за раз рассчитаться за куртку ценой в 100–150 рублей, для некоторых ведь это больше, чем ползарплаты.
Из-за снижения покупательной способности горожан часть индивидуальных предпринимателей перестала привозить на продажу более дорогой товар.
– Раньше возил джинсы по 95 рублей, сейчас – по 45, – говорит владелец одного из роллетов. – Продажи упали процентов на 70, и я выживаю только за счет постоянных клиентов. Многие модели приходится продавать ниже себестоимости.
«Не зарабатываем даже на бензин»
Перестала пользоваться спросом у горожан и так называемая мелочевка.
– Первый раз за 20 лет работаем «в ноль», – говорит женщина, торгующая кухонными салфетками, клеенками, чайниками и прочими кухонными мелочами. – У людей нет денег, и даже со скидками они почти ничего не покупают.
Она рассказывает, что раньше, когда горожане выбирали у нее что-нибудь в подарок, ориентировались примерно на 30 рублей. Сейчас готовы отдать за покупку максимум пять.
– Ездим сюда из района и такой торговлей не зарабатываем даже на бензин, – рассказывает ее напарник. – Три недели в месяц работаем, чтобы заплатить все налоги, одну – на себя. Разве это бизнес?
Другой индивидуальный предприниматель говорит, что ему уже несколько месяцев не удается сработать даже «в ноль».
– Аренда, ФСЗН, остальные налоги – в месяц получается около 350 рублей, а продажи по нулям, – говорит он. – Какой тут заработок? Еще надо постараться, чтобы хоть в ноль выйти.
Жалуются на отсутствие торга даже продавцы фруктов. Женщина, торгующая хурмой и мандаринами, рассказывает, что в этом году она не надеется на большую прибыль даже в новогодние праздники.
– Раньше на семью покупали килограмм мандаринов, сейчас – штучек пять, а то и три, – говорит она. – В основном фрукты покупают детям, на себе взрослые стали экономить.
Смысл стоять?
В ближайшем будущем, по мнению предпринимателей, на рынке мало что изменится в лучшую сторону.
– Экономика стоит, значит люди богаче не станут, на рынки не побегут, – говорит продавец в одном из роллетов. – А налоги растут постоянно. Мы уже привыкли – как только Новый год – так новый указ.
После новогодних праздников кто-то планирует выходить торговать только в выходные, чтобы меньше платить налогов, некоторые не появятся на рынке до весны, потому что январь и февраль – «мертвые для торговли месяцы», а часть задумывается о том, чтобы закрыть ИП.
– Нас выходит человек 500, а людей по рынку ходит 2–3 человека. Какой нам смысл тут стоять? Кофе пить? – рассуждает одна из продавщиц.